Закупка товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по 44-ФЗ: особенности


"Просить совета есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому".

     Джованни Боккаччо

24.09.2020
Получите БЕСПЛАТНО ответы на интересующие Вас вопросы прямо сейчас.
Задать вопрос

При закупке товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик выбирает продавца вне конкурентных торгов. Он заключает с ним контракт по праву, определенному ч. 1 ст. 24 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Право присутствует у заказчика в 56 случаях. Они описаны в ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Этот вид закупки удобен: заказчик может работать с проверенным поставщиком, выходить на сделку в короткие сроки. Он не тратит деньги на оплату труда сотрудников, которые готовят документы к торгам. Если поставщик не монополист, заказчик сам решает подходит ли цена контракта и качество поставки или стоит искать наилучшие условия на аукционе.

Из минусов: заказчик не застрахован от претензий со стороны контрольного органа. По мнению последнего, заказчик может тратить бюджетные средства «мимо кассы» с легкой руки поставщика. Поэтому придется аргументировать потребность и цену закупки после сделки. При этом предварительно извещать контрольный орган о ней не нужно.

Расскажем, как обосновать закупку и цену контракта, когда требуется ее согласование с контрольным органом. Мы не рассматриваем случаи, указанные в пп. 1-5, 7, 8, 10-23, 26-33, 35-49, 51-56 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ: закупку по ним можно делать без уведомления и согласования контрольного органа.

Статья полезна поставщикам, которые недавно начали работать с тендерами или готовятся стать единственным исполнителем. Информация также пригодится заказчикам при подготовке к такой закупке.

Федеральная антимонопольная служба является одним из органов, которые могут контролировать закупку у единственного поставщика

ФАС России — один из внешних контрольных органов, который может контролировать закупку у единственного поставщика по 44-ФЗ

Обоснование закупки у единственного поставщика

Заказчик должен направить в контрольный орган уведомление о закупках по п. 6, 9, 34, 50 ч. 1 ст. 93 по 44-ФЗ. В пакет документов он вкладывает копию подписанного контракта и отчет с обоснованием сделки в свободной форме. В отчете прописывает предмет и цели контракта, сильные стороны поставщика. Объясняет, почему проводить закупку на торгах невозможно или нецелесообразно.

Причинами невозможности проведения конкурентных торгов могут быть:

  • отсутствие конкурентов у поставщика в городе или стране;
  • другие конкуренты не проявляют интереса к закупке;
  • товар (работа, услуга) нужны срочно;
  • возможность закупить товар в других регионах есть, но это нецелесообразно из-за высокой стоимости транспортировки или иных экономических причин;
  • дозакупка товара, который заказчик закупал ранее.

Срок для формирования и отправки документов — 1 рабочий день с даты подписания контракта. После отправки отчет нужно опубликовать в ЕИС.

Пример отчета обоснования закупки у единственного поставщика

Пример отчета обоснования закупки у единственного поставщика

Обоснование цены контракта

В отчете заказчик обосновывает цену контракта по п. 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30–32, 34, 35, 37 - 41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Для этого он использует методы:

  • сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный метод.

Чаще применяют метод сопоставимых рыночных цен, по которому заказчик анализирует рынок. Он запрашивает коммерческие предложения конкурентов поставщика, мониторит цены в интернете. После определяет границы цены контракта для тождественных товаров. Для пересчета цен заказчик имеет право использовать обоснованные коэффициенты.

С остальными методами можно ознакомиться в ст. 22 44-ФЗ.

Пример расчета верхней и нижней границ цены по методу сопоставимых цен

Пример расчета верхней и нижней границ цены по методу сопоставимых цен

Как сотрудники контрольного органа проверяют контракты

После получения уведомления и сопутствующих документов от заказчика специалист:

  • изучает документы;
  • составляет отчет с описью нарушений или подтверждает их отсутствие;
  • если нарушения есть, предписывает устранить или инициирует расторжение контракта через суд.

Согласование закупки с контрольным органом

Иногда условия закупки нужно согласовывать с контрольным органом. Обязанность возникает в случаях, описанных в п.4 ч. 5 ст. 93 44-ФЗ. Для этого заказчик отсылает в контрольный орган обращение о согласовании в установленном законом порядке. Срок обращения — не позднее 5 рабочих дней с даты подписания протокола о признании определения поставщика несостоявшимся или с даты размещения такого протокола в ЕИС.

Контрольный орган принимает решение в течение 10 рабочих дней. Отсчет срока со следующего дня после поступления обращения.

Если контрольный орган отказывает заказчику в заключении контракта, тот должен найти поставщика на новых торгах. Определение поставщика признается несостоявшимся.

Закупать товар у единственного поставщика удобно, но рискованно с точки зрения вашего спокойствия. Контрольный орган будет пристально присматриваться к вам и исполнителю. Логичный способ избежать этого — верно оформить процедуру.

Для наших клиентов мы готовим документы по согласованию контракта. Составляем обращение так, чтобы минимизировать риск отказа. Подсказываем, как ответить на замечания контрольного органа. Если вы нуждаетесь в помощи с закупкой у единственного поставщика, оставляйте заявку — проконсультируем.

Заказать услугу
Оформите заявку. Мы свяжемся с Вами, подготовим договор, счет и вышлем документы на подпись в ближайшее время.
Вернуться к списку