Как составить смету и можно ли сделать ее самостоятельно
Друзья, приглашаем вас в нашу команду. Ищем аккаунт-менеджеров и юристов. Подробности читайте здесь.
Сметами пользуются не только в строительстве, однако эта сфера занимает около 60% всего госзаказа, поэтому здесь вопрос составления смет стоит остро.
Кто составляет сметы
Многие делали ремонт дома. Давайте вспомним, с чего вы начинали:- составляли план или проект, где отражали результаты ремонта;
- думали, что нужно для реализации плана и определяли сумму, которую готовы потратить;
- самостоятельно или с помощью профессионала составляли список работ, материалов, подсчитывали расходы, старались уложиться в бюджет.
Например, нужно построить объект. Есть денежный лимит на строительство. Чтобы выполнить задачу нужен проект объекта, смета, исполнитель.
Заказчик может самостоятельно подготовить проект и рассчитать примерную смету, может передать эту работу проектировщику, предварительно объявив торги на подготовку проектно-сметной документации. Также смету может составить подрядчик, который будет исполнять контракт.На практике смету чаще всего составляет подрядчик.
Виды смет
Когда вы составляете смету на ремонт вашей кухни, усложнения не нужны: вы делаете простейшую таблицу из нескольких столбцов — наименование позиции, единицы измерения, количество, цена за единицу, стоимость. Наименования товаров и работ указываете так, чтобы вам было понятно: поклеить обои, установить гарнитур и т. д.
В этом случае вы выбираете вид сметы, который отвечает вашему запросу:
- только на работы;
- только на материалы;
- сводная таблица (материалы + работы);
- по видам работ и т. д.
Когда речь заходит о госзакупках, все сложнее. Поскольку заказчики распоряжаются бюджетными средствами, сметы нужно обосновывать. Для этого используются определенные нормы и расценки, установленные на федеральном или местном уровне. Эти данные объединены в нормативные базы, такие как:
- Федеральные и территориальные единичные расценки (ФЕР и ТЕР);
- Территориальная сметно-нормативная база (ТСНБ);
- Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) и т. д.
Информация в них обновляется и актуализируется.
Чтобы правильно подготовить сметные документы, важно знать, чем отличается смета от сметного расчета. Сметный расчет – предварительная оценка объемов работ, количества материалов и расходов на них. На его основании составляется смета – окончательный вариант расчетов.
Сметы можно разделить на 3 вида:
- локальные;
- объектные;
- сводные.
Локальная смета
Подойдет под определенный вид работ, входящих в состав проекта. Например, смета на возведение стен и перекрытий, на благоустройство территории, на монтаж системы отопления и т. д.
Пример оформления локальной сметы
Объектная смета
Документ отражает затраты на объект в целом. Формируется из локальных смет, делится на разделы и включает все виды работ. Например, смета на строительство учебного корпуса.
Образец объектной сметы
Сводная смета
Документ показывает стоимость всего проекта: основные и вспомогательные объекты, временные сооружения, не предусмотренные нормативами отдельные виды затрат (командировки, компенсации) и пр. Формируется из объектных смет, делится на главы. Например, смета на строительство торгового комплекса.
Пример заполнения сводного сметного расчета
Можно ли составить смету самому
Мы часто слышим от подрядчиков вопрос: «Как нам самостоятельно составить смету, это возможно?».
Да, вы можете подготовить документ сами, но насколько это будет рентабельно?
Составление сметы – работа сложная, кропотливая, требующая учета нюансов строительного процесса. Как исполнитель, вы понимаете, из чего складывается процесс, что и в каком объеме понадобится, следовательно, можете все изложить на бумаге. Сложность в том, чтобы сделать это правильно. Рассчитать расходы на монтаж охранной сигнализации в помещении 50 кв.м нетрудно: небольшое количество позиций, незамысловатые подсчеты. А каким будет «список покупок», если вы планируете строить здание с нуля или делать капремонт в многоэтажном здании? Одной таблицей Эксель здесь не обойтись.
Существуют специальные программы, позволяющие детально прописать все позиции:
- Гранд-смета.
- Смета-ру.
- 1С: Смета.
Программы платные: учтите это при оценке затрат на составление сметы.
Написать список работ и материалов – полдела. Нужно рассчитать их количество, стоимость, оформить документ в соответствии со сметными нормами и расценками. Это длительный процесс. А если вы не знакомы с нормами, то придется найти время еще и на их изучение.
Помимо очевидных работ и стройматериалов, включите в список дополнительные:
- оформление пропуска для грузового транспорта, если работаете в Москве;
- аренда спецтехники и инструментов;
- вывоз мусора и пр.
Если вы составляете смету впервые, ошибок не избежать. Проблемы могут возникнуть на этапе согласования сметы с заказчиком, в процессе исполнения контракта. Например, вы не учли какие-то работы или неверно рассчитали количество материала. Дальше выполнять работу не можете: нужны дополнительные средства. Придется работать в убыток, либо нести ответственность за несоблюдение условий контракта.
Смело беритесь за составление сметы, если вы профессиональный расчетчик. Если нет, подумайте, что выгоднее: набивать шишки самому, рискуя всем, или доверить работу профессионалу.
Безусловно, сметы отличаются друг от друга с точки зрения ресурсозатрат на их формирование. Все зависит от того, на какую закупку вы претендуете. Очевидно, что смету на ремонт кровли небольшого сооружения вы составите быстрее сметы на строительство общежития на 200 мест. Однако, это не исключит риск ошибок.
Понимая сложность процедуры составления смет, особенно для новичков в госзакупках, мы готовы взять эту работу на себя. Обращайтесь, будем рады сотрудничеству.
Новости госзакупок от ГК «Ценный Контракт»
Если вы занимаетесь закупками и хотите первыми получать свежие новости и кейсы, подписывайтесь на нашу рассылку
Теперь вы будете первыми узнавать о новостях из мира госзакупок и получать полезные предложения и акции