Закупки малого объема: инструкция для поставщиков и заказчиков

Закупки малого объема: инструкция для поставщиков и заказчиков 10.04.2023

Друзья, приглашаем вас в нашу команду. Ищем аккаунт-менеджеров и юристов. Подробности читайте здесь.

Закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ могут казаться не сильно привлекательными, особенно для новичков. Причины разные, все зависит от потребностей и ожиданий конкретного участника рынка: заказчика не устраивают сроки проведения процедур (нужно срочно), поставщика отталкивают затраты на участие и заключение контракта, обе стороны недовольны бюрократией или некому работать с документацией в таких объемах, как того требует закон и прочее. Выход есть – закупки малого объема (ЗМО).

Что такое ЗМО

Малые закупки позволяют приобретать товары, работы и услуги (ТРУ) быстрее и проще по сравнению со стандартными процедурами, но есть ряд условий:

  1. Максимальная сумма, которая считается малым объемом по 44-ФЗ – 600 тысяч рублей. В пределах этой суммы заказчики и поставщики могут заключать сделки через электронные магазины – сайты и сервисы, предназначенные для небольших закупок у единственного поставщика.
  2. Электронные закупки на сумму от 600 тысяч рублей с верхним порогом 3 млн рублей тоже попадают в разряд ЗМО, при этом процедура должна проводиться на федеральной торговой площадке, а не в электронном магазине. Это правило распространяется только на закупку товара. Также информация о процедуре должна размещаться в ЕИС.
  3. Годовой объем малых закупок ограничен и не должен выходить за рамки 2 млн рублей. Если говорить о совокупном годовом объеме, максимальная доля ЗМО – 10%, но не больше 50 млн рублей.

В таких закупках может участвовать любое физическое или юридическое лицо, ИП. Особенно ЗМО подходят новичкам, которые только начинают свой путь в сфере госзаказа и не готовы к большим расходам.

Как найти электронный магазин

В интернет-пространстве нет единого ресурса, который собирает все существующие электронные магазины. Тем не менее найти подходящий сайт или сервис нетрудно: электронные магазины есть у регионов РФ и крупных городов, также свои сервисы есть у заказчиков. Названия таких сайтов незамысловатые: Электронный магазин Московской области, Электронный магазин ОАО «РЖД», Электронный магазин «Закупки Петербурга» и т. д.

На крупных ЭТП тоже размещены электронные магазины: это могут быть отдельные разделы или секции ЭТП для малых закупок.

Существуют агрегаторы и площадки, такие как «Портал поставщиков», «Березка» и другие. При этом большинство федеральных заказчиков должны пользоваться ЕАТ «Березка» при работе с ЗМО. Исключение: закупки товара в соответствии с ч. 12 ст. 93 44-ФЗ (на сумму до 3 млн рублей). Еще этот агрегатор используется для приобретения лекарств конкретному пациенту по решению врачебной комиссии.

Как осуществляются ЗМО

Закупки малого объема напоминают маркетплейсы, где продавцы размещают свои предложения, покупатели выбирают наилучший для себя вариант и завершают сделку, оплачивая покупку и получая товар. Разумеется, в сфере госзаказа есть свои особенности.

Что требуется для участия, если вы поставщик

Если проводить аналогию с маркетплейсами, вам потребуется карточка товара. В закупках – предварительное предложение. Разместите его на электронной площадке/магазине. Чтобы это сделать:

  1. Оформите электронную подпись.
  2. Зарегистрируйтесь в электронном магазине или на ЭТП.
  3. Сформируйте на площадке/магазине предварительное предложение.
  4. Ждите результат.

Что указывать в предложении о товаре:

  • наименование и характеристики из каталога ТРУ;
  • информацию о стране происхождения;
  • цену и единицы измерения;
  • в какие сроки и в каком количестве готовы поставить товар;
  • в пределах какого региона вы работаете (конкретный город или район города, регион РФ, по всей России и т. д.);
  • прочую информацию в соответствии с частью 12 статьи 93 44-ФЗ.

Максимальный срок действия вашего оффера – 1 месяц, но вы вправе его продлить или отозвать. Если оператор направил ваше предложение заказчику, отозвать оффер не получится.

Хотите знать, что происходит, пока вы ждете результат? Читайте, что в это время делает заказчик и оператор площадки.

Что нужно сделать для заключения контракта, если вы заказчик

На электронной площадке может оказаться много похожих предложений от разных поставщиков. Как выбрать победителя и заключить контракт?

Следуйте алгоритму:

  1. Заявите о намерении заключить контракт – опубликуйте извещение в ЕИС. Укажите в нем всю необходимую информацию согласно пункту 3 части 12 статьи 93 44-ФЗ. В частности, наименование товара по КТРУ, начальную стоимость, необходимое количество и т. д.
  2. Приложите к извещению проект контракта и обоснование цены контракта у единственного поставщика.
  3. В течение часа оператор ЭТП выберет до 5 предложений, которые соответствуют вашим требованиям, пронумерует их в порядке увеличения цены или по дате размещения (в случае одинаковой цены у нескольких участников первым будет предложение, размещенное раньше других). Затем направит вам предложения. 
  4. Рассмотрите заявки и примите по каждой решение. У вас на это 1 рабочий день.
  5. Подготовьте протокол подведения итогов и направьте оператору ЭТП. Он разместит документ в ЕИС.
  6. Заключите контракт с победителем.

На все уйдет минимум времени: можно уложиться за 5–7 дней. 

Особенности работы с заявкой поставщика, указавшего максимальное количество товара в предложении

Когда поставщик указывает в предварительном предложении максимальное количество товара, которое он готов продать, заказчику в момент выбора победителя важно понимать, что товар для него зарезервирован. Иначе нет смысла рассматривать предложение: вдруг поставщик продал свой товар другой компании и оставшегося количества вам будет недостаточно.

Поставщик тоже заинтересован в такой подстраховке, потому что за отказ заключать контракт он признается уклонистом, следовательно, попадает в РНП и лишается возможности 2 года участвовать в торгах. 

Чтобы избежать этих рисков, на этапе отбора и рассмотрения заявок оператор ЭТП блокирует у поставщика тот объем продукции, который нужен заказчику.

Если поставщик не заключает контракт, товар разблокируется. Если заключает – количество товара, доступного к продаже, уменьшается на тот объем, который указан в контракте.

Чтобы быть готовым в любой момент заключить контракт, следите за количеством товара и актуальностью предложения. Не упустите прибыль.

Мнение генерального директора нашей компании Сергея Маковеева о портале поставщиков

В апреле в Московской городской думе было заседание, на котором обсуждалась тема «Портал поставщиков как инструмент развития предпринимательства».

Поскольку генеральный директор нашей компании Сергей Маковеев представляет аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей, является председателем комитета по конкурентной политике и государственно-частному партнерству Московской торгово-промышленной палаты, на заседании ему задали вопрос: «Какие обращения приходят от предпринимателей, в чем состоит проблематика?»

«Как инструмент для работы, портал поставщиков действительно снимает многие вопросы доступности госзакупок в целом, но заключить и исполнить контракт – это разные вещи. Львиная доля всех обращений, а за прошлый год их поступило более 500 штук, касается исполнения контрактов», – ответил Сергей.

Он пояснил, с чем связан рост обращений по этой тематике:

  1. «Многие не понимают, что такое исполнение госконтракта. Соглашаясь на участие в торгах, люди забывают об обязательствах: соблюдать требования закона, положения закупки, условия контракта и прочее. Часто предприниматели только на этапе исполнения контракта начинают читать ТЗ. Как следствие, возникают глупейшие ошибки и тупиковые ситуации, единственным решением которых является расторжение контракта.
  2. Заказчики и подрядчики не взаимодействуют между собой.
  3. Подрядчикам не хватает знаний, чтобы довести процессы до автоматизма, исключить ошибки, более осознанно подходить к выбору процедуры и исполнению контракта».

Чтобы не попадать в проблемные ситуации, подходите к вопросу участия в торгах серьезно, изучайте нормы закона, условия контракта. Многих ошибок можно избежать, если внимательно и своевременно подготовиться к торгам. И неважно о каких закупках речь: малые или стандартные. 

Если вы попали в сложную ситуацию на этапе исполнения контракта в рамках малых закупок или других процедур, вам может понадобиться юридическое сопровождение исполнения контракта.

Мы на связи, обращайтесь!

Новости госзакупок от ГК «Ценный Контракт»

Если вы занимаетесь закупками и хотите первыми получать свежие новости и кейсы, подписывайтесь на нашу рассылку

Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Спасибо за подписку на наши новости!

Теперь вы будете первыми узнавать о новостях из мира госзакупок и получать полезные предложения и акции