Действие 223-ФЗ распространяется исключительно на юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации. В отличие от закона 44-ФЗ, он касается только одной стороны сделки, а именно заказчика. Нормы, вступившие в законную силу 01.01.2012, регулируют порядок и условия заключения договоров о закупке товаров, услуг. Заказчики должны самостоятельно разработать правила осуществления покупок, в зависимости от особенностей деятельности своего предприятия.
Юридические лица, которые попадают под действие закона
-
Государственные организации;
-
Предприятия монополисты;
-
Компании, работающие в сфере энергетики (электросети, газоснабжение, снабжение теплом и водой);
-
Автономные учреждения;
-
Муниципальные и государственные унитарные компании.
Если закон 44-ФЗ предусматривает в качестве закупщика исключительно государственные предприятия, то в 223-ФЗ список лиц шире и включает также организации, которые имеют собственный уставной капитал или с долей государственного капитала, равно как и бюджетные учреждения.
333333
Исключения из сферы применения
Закон 223-ФЗ не распространяется на:
-
Куплю и продажу ценных бумаг, покупки доли в уставном капитале хозяйствующих обществ или товариществ, кооперативов;
-
Операции с валютой или драгоценными металлами;
-
Для приобретения разных типов товаров на бирже;
-
Для оформления закупок в области военных технологий и сотрудничества;
-
Закупки товаров или услуг у иностранных поставщиков, если в договоре не предусмотрен этот порядок выбора поставщика;
-
Определение заказчиком организации, работающей в сфере аудита, для составления финансово-экономической отчетности предприятия.
Особенности закона
Согласно нормам, которые содержатся в 223-ФЗ, определяется механизм выполнения закупок разными типами предприятий и способы регулирования процесса. Организации должны утверждать положение о закупках, в котором буду указаны требования к процедуре, условия ее подготовки и проведения, способы ее реализации, в каких обстоятельствах они применяются, порядок заключения и выполнения сделок и прочие запросы, относящиеся к проведению закупок.
Закон предусматривает и другие способы заключения договоров поставки, нежели через аукцион или конкурс. Для этого заказчик должен внести соответствующий пункт в положение. В таком случае он сам определяет способы заключения сделок о закупке товаров, услуг или работ, равно как и порядок их подготовки и проведения. Кроме того, с 2012 года часть закупок обязательно должна выполняться в электронной форме.
2222
Информация о закупке и заказы на поставку товаров, предоставление услуг или проведение работ, размещается в установленном порядке на официальном сайте. Заказчики обязаны заранее спланировать свои потребности и размещать в свободном доступе ежегодный план закупок на странице zakupki.gov.ru.
Компании обязаны вести реестр заключенных сделок, равно как и недобросовестных поставщиков. Также ежемесячно они должны публиковать отчет о закупках в открытый доступ. Это обеспечивает максимальную прозрачность всех процедур, устраняя коррупционный элемент. Постановление от 2014 года устанавливает годовой объем закупок для предприятий малого и среднего размера. Здесь же определены и требования к информации, представленной в годовом отчете предприятий, закупленных товаров, работ или услуг.
Требования к участникам закупок
Участниками закупок могут выступать юридические лица и предприятия (одно или несколько), вне зависимости от их организационно-правовой формы, вида собственности, месторасположения и особенности происхождения капитала. Также в закупках могут принимать участие физические лица или группа физических лиц, включая и индивидуальных предпринимателей, которые выступают в качестве одной из сторон соглашения и соответствуют установленным заказчиком требованиям. Не допускается для совершения закупок участие лица, которые не отвечают указанным в документации критериям.
1111
Обязательно нужно четко прописывать требования к участникам закупок, характеристикам товаров, работ или услуг, условиям заключения контракта, критерии и порядок оценивания и анализа заявок на участие. Они применяются в равной степени ко всем участникам, и каждый из них имеет равные возможности. Здесь в первую очередь руководствуются принципами недопущения дискриминации, равноправия, справедливости, ограничения нелояльной конкуренции и не ограничения доступа к участию сторон в закупке, путем преднамеренного установления неподъемных требований, создавая преимущественные условия для конкретной организации.
На предприятия-заказчики, которые не выполнили взятые на себя обязательства, нарушили и отклонились от правил проведения процедуры закупки, прописанные в законе 223 ФЗ, налагаются штрафные санкции.
Информация, которая подлежит к размещению в открытый доступ
-
Положение о закупках со всеми внесенными изменениями;
-
План закупки товаров, работ или услуг на срок не менее одного года;
-
Информация о закупке, сопутствующая документация, протоколы, проекты соглашения вместе с внесенными изменениями и другие данные, предусмотренные законом.
Нельзя размещать на официальном сайте информацию о закупках, которые являются государственной тайной. Также не принимаются заявки, если стоимость закупки составляет меньше ста тысяч рублей.