Применение национального режима в закупках по 44-ФЗ


"Просить совета есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому".

     Джованни Боккаччо

26.10.2020
Получите БЕСПЛАТНО ответы на интересующие Вас вопросы прямо сейчас.
Задать вопрос

Национальный режим регулирует закупку товаров, работ и услуг (ТРУ), произведенных за пределами России, Киргизии, Казахстана, Армении и Беларуси. Эти страны входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), другие страны-производители считаются иностранными.

Отечественным заказчикам требуется закупать товары стран ЕАЭС, чтобы поддержать экономику и оставить в тайне информацию об оборонительных мощностях нашей и соседних стран. Для реализации этих целей в рамках закона 44-ФЗ введены механизмы:

  • ценовые преференции;
  • запрет на допуск иностранных ТРУ;
  • ограничение закупки.

Национальный режим распространяется на товары, которые входят в разные релевантные перечни. Перед подачей заявки на тендер поставщикам нужно проверить объект закупки на предмет размещения в одном из перечней. Если товар там есть, поставщику необходимо приложить к заявке декларацию о происхождении товара или другие сведения, которые предусмотрены соответствующим постановлением.

Национальный режим является протекционистской мерой, которая поддерживает отечественного производителя

Национальный режим вводится для возможности поддержать в первую очередь отечественных производителей

Преференции в национальном режиме по 44-ФЗ

Порядок применения преференций регулирует Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н.

Чтобы получить льготы, поставщикам надо отвечать условиям закупочной документации и подтвердить страну изготовления товаров декларацией. При рассмотрении заявок в конкурсе, запросе котировок или предложений товары из России и ЕАЭС заказчик оценивает с понижающим коэффициентом:

  • из перечня Приложения 1 — 15 %;
  • из перечня Приложения 2 — 20 %.

Занижение цены контракта влияет только на набор баллов при определении победителя. Контракт заключается по цене, которую поставщик указал в заявке.

В аукционе поставщик, подтверждающий, что страна происхождения товаров Россия или одна из стран ЕАЭС, также имеет право на заключение контракта по своей цене. Если же поставщик в заявке забыл задекларировать страну производства или товары произведены на территории иностранного государства, контракт все равно заключается. Но его цену снижают на 15 % от предложенной.

Исключения для применения преференций:

  • закупка не состоялась;
  • часть товаров в заявке не входит в перечни из Приложений;
  • все товары входят в перечень и произведены на территориях стран-участниц ЕАЭС;
  • во всех заявках товар иностранный.

Заказчик обязан корректно заполнять закупочную документацию и не включать в одну процедуру товары из перечня и товары, которые в него не входят. В противном случае его ждет штраф от 10 до 50 тыс. руб.

Ограничения допуска товаров в рамках национального режима

Ограничения действуют на:

  • продукты питания. Страна происхождения подтверждается декларацией или сертификатом СТ-1;
  • радиоэлектронная продукция. Страна происхождения подтверждается сертификатом СТ-1, заключением от Минпромторга; инвестиционным контрактом в зависимости от вида оборудования;
  • жизненно важные лекарства. Страна происхождения подтверждается сертификатом СТ-1 и заключением от Минпромторга;
  • медицинские изделия. Страна происхождения подтверждается сертификатом СТ-1; актом экспертизы о стоимости доли иностранного сырья в производстве; заключением Минпромторга;
  • некоторые промышленные товары, в том числе товары легкой промышленности. Страна происхождения подтверждается одним из документов: копия инвестиционного контракта с подписью ИП или юридического лица, акт экспертизы от ТПП, заключение от Минпромторга или СТ-1. Для товаров легкой промышленности достаточно декларации о происхождении товара в свободной форме.

Если заказчику поступило больше двух заявок с товарами из России или стран-участниц ЕАЭС разных производителей, он должен отклонить заявки с товарами иностранного происхождения.

Заказчик не обязан соглашаться на отечественные товары. Не каждое электро- и радиооборудование имеет подходящие для задач заказчика технические характеристики. В этом случае у него появляется право аргументировать отказ от применения национального режима и закупить товар иностранного производства.

Заказчик может аргументировать отказ от применения национального режима

В странах ЕАЭС часто не производят медицинское оборудование и лекарства для лечения специфических болезней

Запрет на закупку товаров иностранного производства

Нельзя приобретать иностранное ПО и товары для обеспечения нужд обороны и безопасности страны. Однако, если соблюсти запрет невозможно, заказчику предстоит составить обоснование. В противном случае придется выбирать из отечественного оборудования и ПО, входящего в единый реестр российского ПО или реестр евразийского программного обеспечения.

Запрет на закупку товаров иностранного происхождения не действует:

  • у заказчика есть иностранное оборудование. Требуется обновить его части или докупить расходники. Определенная марка указана в сопровождающих документах оборудования и инструкции по эксплуатации;
  • оборудование заказчика не совместимо с тем, которое предлагается выбрать из реестров;
  • единица иностранного товара обойдется до 10 000 или 50 000 руб. согласно разным перечням;
  • Минпромторг дал официальное разрешение закупить иностранные товары.

Случаи, когда национальный режим не применяется, регулируются ч. 7 ст. 14 44-ФЗ.

Закупки с применением национального режима – сложная процедура для заказчиков и поставщиков. Заказчику нужно учесть множество нюансов для обоснования потребностей в закупке иностранных товаров, а поставщику внимательно изучать документацию, чтобы не пропустить информацию, которая поможет получить преференции. Мы можем помочь в процедуре – звоните, проконсультируем бесплатно.

Заказать услугу
Оформите заявку. Мы свяжемся с Вами, подготовим договор, счет и вышлем документы на подпись в ближайшее время.
Вернуться к списку