Применение национального режима в закупках по 44-ФЗ
Приглашаем в наш коллектив юристов и аккаунт-менеджеров. Подробнее о вакансиях здесь.
Национальный режим регулирует закупку товаров, работ и услуг (ТРУ), произведенных за пределами России, Киргизии, Казахстана, Армении и Беларуси. Эти страны входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), другие страны-производители считаются иностранными.
Отечественным заказчикам требуется закупать товары стран ЕАЭС, чтобы поддержать экономику и оставить в тайне информацию об оборонительных мощностях нашей и соседних стран. Для реализации этих целей в рамках закона 44-ФЗ введены механизмы:
- ценовые преференции;
- запрет на допуск иностранных ТРУ;
- ограничение закупки.
Национальный режим распространяется на товары, которые входят в разные релевантные перечни. Перед подачей заявки на тендер поставщикам нужно проверить объект закупки на предмет размещения в одном из перечней. Если товар там есть, поставщику необходимо приложить к заявке декларацию о происхождении товара или другие сведения, которые предусмотрены соответствующим постановлением.
Национальный режим вводится для возможности поддержать в первую очередь отечественных производителей
Преференции в национальном режиме по 44-ФЗ
Порядок применения преференций регулирует Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
Чтобы получить льготы, поставщикам надо отвечать условиям закупочной документации и подтвердить страну изготовления товаров декларацией. При рассмотрении заявок в конкурсе, запросе котировок или предложений товары из России и ЕАЭС заказчик оценивает с понижающим коэффициентом:
- из перечня Приложения 1 — 15 %;
- из перечня Приложения 2 — 20 %.
Занижение цены контракта влияет только на набор баллов при определении победителя. Контракт заключается по цене, которую поставщик указал в заявке.
В аукционе поставщик, подтверждающий, что страна происхождения товаров Россия или одна из стран ЕАЭС, также имеет право на заключение контракта по своей цене. Если же поставщик в заявке забыл задекларировать страну производства или товары произведены на территории иностранного государства, контракт все равно заключается. Но его цену снижают на 15 % от предложенной.
Исключения для применения преференций:
- закупка не состоялась;
- часть товаров в заявке не входит в перечни из Приложений;
- все товары входят в перечень и произведены на территориях стран-участниц ЕАЭС;
- во всех заявках товар иностранный.
Заказчик обязан корректно заполнять закупочную документацию и не включать в одну процедуру товары из перечня и товары, которые в него не входят. В противном случае его ждет штраф от 10 до 50 тыс. руб.
Ограничения допуска товаров в рамках национального режима
Ограничения действуют на:
- продукты питания. Страна происхождения подтверждается декларацией или сертификатом СТ-1;
- радиоэлектронная продукция. Страна происхождения подтверждается сертификатом СТ-1, заключением от Минпромторга; инвестиционным контрактом в зависимости от вида оборудования;
- жизненно важные лекарства. Страна происхождения подтверждается сертификатом СТ-1 и заключением от Минпромторга;
- медицинские изделия. Страна происхождения подтверждается сертификатом СТ-1; актом экспертизы о стоимости доли иностранного сырья в производстве; заключением Минпромторга;
- некоторые промышленные товары, в том числе товары легкой промышленности. Страна происхождения подтверждается одним из документов: копия инвестиционного контракта с подписью ИП или юридического лица, акт экспертизы от ТПП, заключение от Минпромторга или СТ-1. Для товаров легкой промышленности достаточно декларации о происхождении товара в свободной форме.
Если заказчику поступило больше двух заявок с товарами из России или стран-участниц ЕАЭС разных производителей, он должен отклонить заявки с товарами иностранного происхождения.
Заказчик не обязан соглашаться на отечественные товары. Не каждое электро- и радиооборудование имеет подходящие для задач заказчика технические характеристики. В этом случае у него появляется право аргументировать отказ от применения национального режима и закупить товар иностранного производства.
В странах ЕАЭС часто не производят медицинское оборудование и лекарства для лечения специфических болезней
Запрет на закупку товаров иностранного производства
Нельзя приобретать иностранное ПО и товары для обеспечения нужд обороны и безопасности страны. Однако, если соблюсти запрет невозможно, заказчику предстоит составить обоснование. В противном случае придется выбирать из отечественного оборудования и ПО, входящего в единый реестр российского ПО или реестр евразийского программного обеспечения.
Запрет на закупку товаров иностранного происхождения не действует:
- у заказчика есть иностранное оборудование. Требуется обновить его части или докупить расходники. Определенная марка указана в сопровождающих документах оборудования и инструкции по эксплуатации;
- оборудование заказчика не совместимо с тем, которое предлагается выбрать из реестров;
- единица иностранного товара обойдется до 10 000 или 50 000 руб. согласно разным перечням;
- Минпромторг дал официальное разрешение закупить иностранные товары.
Случаи, когда национальный режим не применяется, регулируются ч. 7 ст. 14 44-ФЗ.
Закупки с применением национального режима – сложная процедура для заказчиков и поставщиков. Заказчику нужно учесть множество нюансов для обоснования потребностей в закупке иностранных товаров, а поставщику внимательно изучать документацию, чтобы не пропустить информацию, которая поможет получить преференции. Мы можем помочь в процедуре – звоните, проконсультируем бесплатно.
Новости госзакупок от ГК «Ценный Контракт»
Если вы занимаетесь закупками и хотите первыми получать свежие новости и кейсы, подписывайтесь на нашу рассылку
Теперь вы будете первыми узнавать о новостях из мира госзакупок и получать полезные предложения и акции