Что такое обязательное общественное обсуждение закупок? Правила проведения и обсуждение в ЕИС


"Просить совета есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому".

     Джованни Боккаччо

14.12.2020
Получите БЕСПЛАТНО ответы на интересующие Вас вопросы прямо сейчас.
Задать вопрос

Норма публично обсуждать крупные госзакупки была введена в 2017 году и стала еще одним шагом на пути создания открытого государства. Рассмотрим, когда и как его проводят.

Что такое обязательное общественное обсуждение закупок? Его предназначение

Ежегодная цифра расходов на государственные и муниципальные нужды приближается к 10 трлн рублей. Вполне закономерно, что с увеличением сумм растет и интерес налогоплательщиков к тому, на что тратятся их деньги. Со своей стороны государство тоже заинтересовано в общественном контроле закупок, поскольку это позволяет более экономно расходовать бюджетные средства.

Таким образом, общественное обсуждение закупок – это инструмент публичного контроля, предназначенный для выявления и своевременного пресечения злоупотреблений в закупочной деятельности государства. Тем более, что в таких закупках речь идет, как правило, об объектах, имеющих общественный резонанс, – капитальном строительстве дорог, социальных инфраструктурных объектов, закупке дорогостоящего медицинского оборудования и т. п.

 Общественное обсуждение госзакупок

Введение процедуры общественного обсуждения сделало сферу закупочной деятельности государства более открытой и доступной

Правовая база

Обязательное общественное обсуждение госзакупок регулируется ст. 20 44-ФЗ. Сама статья небольшая, носит рамочный характер и устанавливает лишь общие требования к данной процедуре. В ней сказано, что порог, с которого закупка должна обсуждаться, и правила, как это делать, определяет Правительство РФ.

С момента введения нормы обязательного общественного обсуждения и до 1 января 2020 года действовали правила, закрепленные в Постановлении Правительства РФ от 2016 года № 835. На сегодняшний день они отменены и действует порядок, прописанный в новом документе – Постановлении Правительства РФ от 11.12.2019 г. № 1635.

В соответствии с п. 2 ст. 20 44-ФЗ субъекты РФ могут расширить список закупок, подлежащих обязательному обсуждению, дополнив его иными случаями, помимо тех, что оговорены в Постановлении Правительства.

Когда общественное обсуждение закупок проводится обязательно

Обязательному общественному обсуждению подлежат государственные и муниципальные закупки в случае, если:

  • начальная максимальная цена контракта равна или превышает 1 млрд рублей;
  • при этом закупка осуществляется путем проведения конкурентных процедур – конкурса или аукциона.

В соответствии с п. 4 ст. 20 44-ФЗ, если закупка соответствует двум вышеуказанным условиям, она не может быть проведена без общественного обсуждения.

В каких случаях оно не проводится

Из этого правила есть несколько исключений, указания на которые содержатся в п. 1 Постановления Правительства № 1635. Так, обсуждению не подлежат «миллиардные» закупки, если они:

  • осуществляются в рамках государственного оборонзаказа;
  • проводятся с использованием закрытых способов отбора поставщиков (ст. 84 44-ФЗ);
  • направлены на проведение работ по капитальному строительству, реконструкции, ремонту, стоимость которых согласно ч. 2 ст. 63 44-ФЗ не превышает 2 млрд руб.;
  • проводятся повторно после несостоявшегося конкурса или аукциона по основаниям, изложенным в ч. 4 ст. 71 44-ФЗ.

Кто проводит, и кто принимает участие в общественном обсуждении закупок

Обсуждение проводят заказчики и иные лица проводящие закупки по 44-ФЗ. К ним государственные и муниципальные заказчики, бюджетные и автономные учреждения, юрлица с госучастием, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

В качестве оппонентов в общественном обсуждении могут принять участие все желающие – любые физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, лица, представляющие государственные органы, местное самоуправление, общественные организации. Чтобы стать участником обсуждения, необходимо зарегистрироваться в ЕИС в специальной вкладке.

Регистрация в ЕИС участника общественного обсуждения

Регистрация в ЕИС участника общественного обсуждения

Порядок проведения обсуждений

Порядок проведения обязательного общественного обсуждения закупок прописан в Постановлении Правительства от 2019 г. № 1635.

В соответствии с этим документом оно начинается со дня публикации в ЕИС плана-графика закупок, в котором в графе 12 отмечены позиции, подлежащие обязательному обсуждению.

Дата завершения обсуждения для каждой «миллиардной» закупки определяется отдельно и зависит от срока завершения процедуры отбора поставщика. В соответствии с Правилами обсуждение должно завершиться не позднее срока, до которого поставщик может отменить закупку. Для аукциона и открытого конкурса, – это 5 дней до окончания срока подачи заявок (ч. 1 ст. 36 44-ФЗ).

Обсуждение проходит только в заочной форме, в отличие от предыдущего порядка, который состоял из заочного и очного этапа.

В течение всего срока обсуждения зарегистрированные участники могут выложить свои замечания, предложения, комментарии в специальный закрытый раздел ЕИС. Текст сообщения в течение суток проходит модерацию, на случай, если он содержит ненормативную лексику, после чего публикуется в открытом доступе.

Заказчик в течение 2 рабочих дней после размещения комментария обязан обоснованно на него ответить. Его ответ автоматически направляется на электронную почту участника обсуждения.

По результатам обсуждения заказчик согласно п. 3 ст. 20 44-ФЗ может:

  • оставить закупку без изменений;
  • внести изменения в план-график, цену, НМЦК, закупочную документацию;
  • отменить тендер.

Изменения в правилах 2020 года значительно упростили процедуру общественного обсуждения. Вместо двух этапов остался один. Не нужно после завершения обсуждения писать протоколы и параллельно с публикацией в ЕИС отправлять их в ФАС. Но это не значит, что контрольные органы не отслеживают ход и результаты обсуждения.

Обязательное обсуждение не проведено: последствия

К нарушениям, за которые наступает административная ответственность, относятся:

  • проведение без общественного обсуждения закупки, для которой оно обязательно;
  • несоблюдение сроков или порядка обсуждения.

Все просрочки и нарушения автоматически фиксируются в ЕИС. Они регулярно отслеживаются ФАС, органами финансового контроля и являются основанием для проведения внеочередной проверки. Заказчику, допустившему эти нарушения, в соответствии с п. 3 ст. 7.29.3 КоАП РФ грозит штраф в размере до 30 тыс. рублей.

Чтобы избежать неблагоприятных последствий, четко следуйте требованиям законодательства в сфере госзакупок. Чувствуете, что не справляетесь? Воспользуйтесь услугой юридического сопровождения, и мы подстрахуем вас на любом этапе проведения тендера.

Заказать услугу
Оформите заявку. Мы свяжемся с Вами, подготовим договор, счет и вышлем документы на подпись в ближайшее время.
Вернуться к списку