Порядок проведения обязательного общественного обсуждения госзакупок
Друзья, приглашаем вас в нашу команду. Ищем аккаунт-менеджеров и юристов. Подробности читайте здесь.
Норма публично обсуждать крупные госзакупки была введена в 2017 году и стала еще одним шагом на пути создания открытого государства. Рассмотрим, когда и как его проводят.
Что такое обязательное общественное обсуждение закупок? Его предназначение
Ежегодная цифра расходов на государственные и муниципальные нужды приближается к 10 трлн рублей. Вполне закономерно, что с увеличением сумм растет и интерес налогоплательщиков к тому, на что тратятся их деньги. Со своей стороны государство тоже заинтересовано в общественном контроле закупок, поскольку это позволяет более экономно расходовать бюджетные средства.
Таким образом, общественное обсуждение закупок – это инструмент публичного контроля, предназначенный для выявления и своевременного пресечения злоупотреблений в закупочной деятельности государства. Тем более, что в таких закупках речь идет, как правило, об объектах, имеющих общественный резонанс, – капитальном строительстве дорог, социальных инфраструктурных объектов, закупке дорогостоящего медицинского оборудования и т. п.
Введение процедуры общественного обсуждения сделало сферу закупочной деятельности государства более открытой и доступной
Правовая база
Обязательное общественное обсуждение госзакупок регулируется ст. 20 44-ФЗ. Сама статья небольшая, носит рамочный характер и устанавливает лишь общие требования к данной процедуре. В ней сказано, что порог, с которого закупка должна обсуждаться, и правила, как это делать, определяет Правительство РФ.
С момента введения нормы обязательного общественного обсуждения и до 1 января 2020 года действовали правила, закрепленные в Постановлении Правительства РФ от 2016 года № 835. На сегодняшний день они отменены и действует порядок, прописанный в новом документе – Постановлении Правительства РФ от 11.12.2019 г. № 1635.
В соответствии с п. 2 ст. 20 44-ФЗ субъекты РФ могут расширить список закупок, подлежащих обязательному обсуждению, дополнив его иными случаями, помимо тех, что оговорены в Постановлении Правительства.
Когда общественное обсуждение закупок проводится обязательно
Обязательному общественному обсуждению подлежат государственные и муниципальные закупки в случае, если:
- начальная максимальная цена контракта равна или превышает 1 млрд рублей;
- при этом закупка осуществляется путем проведения конкурентных процедур – конкурса или аукциона.
В соответствии с п. 4 ст. 20 44-ФЗ, если закупка соответствует двум вышеуказанным условиям, она не может быть проведена без общественного обсуждения.
В каких случаях оно не проводится
Из этого правила есть несколько исключений, указания на которые содержатся в п. 1 Постановления Правительства № 1635. Так, обсуждению не подлежат «миллиардные» закупки, если они:
- осуществляются в рамках государственного оборонзаказа;
- проводятся с использованием закрытых способов отбора поставщиков (ст. 84 44-ФЗ);
- направлены на проведение работ по капитальному строительству, реконструкции, ремонту, стоимость которых согласно ч. 2 ст. 63 44-ФЗ не превышает 2 млрд руб.;
- проводятся повторно после несостоявшегося конкурса или аукциона по основаниям, изложенным в ч. 4 ст. 71 44-ФЗ.
Кто проводит, и кто принимает участие в общественном обсуждении закупок
Обсуждение проводят заказчики и иные лица проводящие закупки по 44-ФЗ. К ним государственные и муниципальные заказчики, бюджетные и автономные учреждения, юрлица с госучастием, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
В качестве оппонентов в общественном обсуждении могут принять участие все желающие – любые физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, лица, представляющие государственные органы, местное самоуправление, общественные организации. Чтобы стать участником обсуждения, необходимо зарегистрироваться в ЕИС в специальной вкладке.
Регистрация в ЕИС участника общественного обсуждения
Порядок проведения обсуждений
Порядок проведения обязательного общественного обсуждения закупок прописан в Постановлении Правительства от 2019 г. № 1635.
В соответствии с этим документом оно начинается со дня публикации в ЕИС плана-графика закупок, в котором в графе 12 отмечены позиции, подлежащие обязательному обсуждению.
Дата завершения обсуждения для каждой «миллиардной» закупки определяется отдельно и зависит от срока завершения процедуры отбора поставщика. В соответствии с Правилами обсуждение должно завершиться не позднее срока, до которого поставщик может отменить закупку. Для аукциона и открытого конкурса, – это 5 дней до окончания срока подачи заявок (ч. 1 ст. 36 44-ФЗ).
Обсуждение проходит только в заочной форме, в отличие от предыдущего порядка, который состоял из заочного и очного этапа.
В течение всего срока обсуждения зарегистрированные участники могут выложить свои замечания, предложения, комментарии в специальный закрытый раздел ЕИС. Текст сообщения в течение суток проходит модерацию, на случай, если он содержит ненормативную лексику, после чего публикуется в открытом доступе.
Заказчик в течение 2 рабочих дней после размещения комментария обязан обоснованно на него ответить. Его ответ автоматически направляется на электронную почту участника обсуждения.
По результатам обсуждения заказчик согласно п. 3 ст. 20 44-ФЗ может:
- оставить закупку без изменений;
- внести изменения в план-график, цену, НМЦК, закупочную документацию;
- отменить тендер.
Изменения в правилах 2020 года значительно упростили процедуру общественного обсуждения. Вместо двух этапов остался один. Не нужно после завершения обсуждения писать протоколы и параллельно с публикацией в ЕИС отправлять их в ФАС. Но это не значит, что контрольные органы не отслеживают ход и результаты обсуждения.
Обязательное обсуждение не проведено: последствия
К нарушениям, за которые наступает административная ответственность, относятся:
- проведение без общественного обсуждения закупки, для которой оно обязательно;
- несоблюдение сроков или порядка обсуждения.
Все просрочки и нарушения автоматически фиксируются в ЕИС. Они регулярно отслеживаются ФАС, органами финансового контроля и являются основанием для проведения внеочередной проверки. Заказчику, допустившему эти нарушения, в соответствии с п. 3 ст. 7.29.3 КоАП РФ грозит штраф в размере до 30 тыс. рублей.
Чтобы избежать неблагоприятных последствий, четко следуйте требованиям законодательства в сфере госзакупок. Чувствуете, что не справляетесь? Воспользуйтесь услугой юридического сопровождения, и мы подстрахуем вас на любом этапе проведения тендера.
Новости госзакупок от ГК «Ценный Контракт»
Если вы занимаетесь закупками и хотите первыми получать свежие новости и кейсы, подписывайтесь на нашу рассылку
Теперь вы будете первыми узнавать о новостях из мира госзакупок и получать полезные предложения и акции