Позиция ФАС по вопросам закупок 2023

Позиция ФАС по вопросам закупок 2023 20.03.2023

Друзья, приглашаем вас в нашу команду. Ищем аккаунт-менеджеров и юристов. Подробности читайте здесь.

При возникновении спорных моментов в толковании норм закупочного законодательства традиционно принято обращаться к правоприменительной практике, в частности, к решениям комиссий ФАС России и её территориальных управлений.

Минус такой аргументации заключается в том, что практика территориальных органов антимонопольной службы не единообразна. Противоречия между решениями управлений снимаются отдельными письмами и разъяснениями Центрального аппарата ФАС России.

В начале марта одно из таких писем было подготовлено антимонопольной органом по результатам встречи актива ТПП РФ с руководителем ФАС России Шаскольским М.А. В нём ФАС России обозначила свою позицию по вопросам применения 44-ФЗ и 223-ФЗ, заданных участниками встречи.

Мы выбрали некоторые из них и расскажем вам.

Соответствие уровня ответственности членов СРО начальной (максимальной) цене контракта или ценовому предложению участника закупки

Согласно позиции ФАС России при участии в конкурентных закупках уровень ответственности члена СРО по обязательствам по договорам на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесены взносы в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, компенсационный фонд возмещения вреда, должен соответствовать ценовому предложению участника закупки.

При этом, ФАС России напоминает, что обязанность отслеживать соотношение размера компенсационного взноса и принятых участником закупки обязательств лежит на СРО, а не на заказчике.

Оценка заявок участников закупок по 223-ФЗ, применяющих различные системы налогообложения

При определении в документации о закупке начальной (максимальной) цены договора (далее – НМЦд) заказчик должен установить одно значение такой цены для всех участников закупки (независимо от применяемой ими системы налогообложения), указав при этом, содержит или нет установленная цена НДС.

Распространённая практика установления нескольких значений НМЦд: с НДС и без него, нарушает положения пунктов 5, 7 части 10 статьи 4 223-ФЗ и, по мнению ФАС России, может привести к неоднозначному толкованию таких положений участниками закупки и необъективной оценке своих возможностей при определении в заявке ценового предложения такого участника.

Заказчиком при оценке ценовых предложений участников закупки следует исходить из неизменности этих предложений, то есть:

  • заказчик не имеет права производить какие-либо вычеты из ценовых предложений,
  • применять иные особенности оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков, в том числе применять единый базис оценки цены, предложенной участником без учета НДС.

Превышение объёма привлечения субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО, установленного контрактом

Вопреки практике иных органов, осуществляющих контроль за закупками государственных и муниципальных заказчиков, ФАС России считает, что привлечение субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО в объёме более 10 процентов от цены контракта не является нарушением условий контракта, и не может быть основанием для применения к подрядчику, исполнителю мер ответственности, предусмотренных контрактом.

Новости госзакупок от ГК «Ценный Контракт»

Если вы занимаетесь закупками и хотите первыми получать свежие новости и кейсы, подписывайтесь на нашу рассылку

Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Спасибо за подписку на наши новости!

Теперь вы будете первыми узнавать о новостях из мира госзакупок и получать полезные предложения и акции