Содержание контрактной системы обходится бюджету в 78 млрд руб. - оценка ЦСР


"Просить совета есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому".

     Джованни Боккаччо

Получите БЕСПЛАТНО ответы на интересующие Вас вопросы прямо сейчас.
Задать вопрос
24 Июля 2017

Расходы бюджетной системы на содержание контрактной системы (регулируется положениями закона "О контрактной системе", 44-ФЗ) составляют не менее 78 млрд руб. в год, говорится в докладе Центра стратегических разработок (ЦСР).

"Прямые издержки бюджета на контрактную систему составили не менее 2,2 млрд руб. в 2015 году и 1,7 млрд руб. за 9 мес. 2016 года, - отмечается в докладе. - Однако выделить расходы на содержание контрактной системы достаточно сложно. Пока можно говорить только об экспертных оценках, сделанных на основе договоров, предмет которых был понятно связан с поддержкой работы контрактной системы".
В настоящее время к прямым затратам бюджета на контрактную систему эксперты относят затраты на разработку и эксплуатацию Единой информационной системы (ЕИС) в области закупок, затраты на обучение госслужащих, заказы на сопровождение закупок специализированными организациями и т.п.

В докладе ЦСР отмечается также, что контрактная система обременительна и для бизнеса.
"Из оборота поставщиков отвлекается оценочно до 53 млрд руб. (данные рассчитаны исходя из финансовых показателей электронной торговой площадки ЕЭТП - ИФ), которые в конечном счете входят в цену их продукции", - считают эксперты.

Ранее сообщалось, что в 2016 году экономия по закупкам в рамках 44-ФЗ составила 370 млрд рублей (данные Минэкономразвития) - среднее снижение цен по закупкам составило 8,5%. В том числе, благодаря закупкам с применением антидемпинговых мер (510 тыс. контрактов на 180 млрд рублей), прямым контрактам с субъектами малого и среднего предпринимательства (930 тыс. контрактов на 542 млрд рублей).
В своем докладе эксперты предлагают в качестве меры по снижению издержек для поставщиков при работе с контрактной системой ввести критерий добросовестности при отборе поставщиков. То есть, по их замыслу, финансовые гарантии по исполнению госконтракта должны предоставляться только теми поставщиками, которые допускали нарушения при участии в закупках и в ходе исполнения контрактов. Остальных, добросовестных, поставщиков предлагается освободить от предоставления финансового обеспечения заявок и исполнения контрактов.

Госзаказ

Законы о госзакупках и закупках госкомпаний должны быть заменены рамочным законом об основах контрактной системы, следует из доклада ЦСР.
"Чтобы восстановить правовое единство и сохранить многообразие закупочных операций, нужен закон об основах контрактной системы, - говорится в докладе. - Он установит общие принципы закупок в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, нужд организаций с государственным участием и прочих. Контрактная система должна перейти к правовой конструкции: единые принципы - множественность способов их реализации".

Основная критика экспертов ЦСР направлена на закон "О контрактной системе" (44-ФЗ).
"Изначально в этот закон вкладывали верные принципы: ориентир на достижение результата - закупки не ради закупок, а для обеспечения госнужд, повышенные требования к прозрачности, профессионализм всех участников и т. д.", - отмечается в докладе.
В настоящее время, по оценке авторов документа, 44-ФЗ неэффективен, а его целевые установки носят декларативный характер. Так, этот закон не способствует развитию конкуренции, привлечению профессионалов, закупкам качественных товаров (работ и услуг).
"Госзаказ превращается в рынок монополий, - утверждают эксперты. - В 2015 году 2,6% заказчиков разместили 80% от всего объема госзаказа, а 3,5% поставщиков получили 80 % казенных денег".
По их оценке, доля закупочных процедур без конкуренции достигает 60% (3,3 трлн рублей) в сегменте 44-ФЗ и 80% - в сегменте 223-ФЗ (закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", который регламентирует закупки госкомпаний).

"Профессионализация имитируется, к работе привлекают совместителей, подчас случайных людей, - говорится в докладе. Заказчики ориентированы не на приобретение качественной продукции на лучших условиях, а на точное соблюдение правил".
Также в документе ЦСР указывается на изменчивость нормативного регулирования контрактной системы. По подсчетам центра, за время существования 44-ФЗ было принято 35 пакетов поправок к нему, еще 85 законопроектов находится на рассмотрении.
"Коллизии, пробелы, исключения из общих правил - нарастают, - считают эксперты. - Правоприменение перешло на письма ведомств, которых выпущено уже несколько тысяч, а широкое применение получило порядка 300. Правовая неразбериха провоцирует нарушения законодательства и скандалы вокруг госзаказа, организацию бизнеса по жалобам на заказчиков, текучку кадров в контрактных службах, достигающую по отдельным организациям 75%".

По мнению экспертов ЦСР, проекты федеральных законов, попадающие на рассмотрение в правительство, предлагают в основном либо усилить контроль за заказчиком и ограничить его полномочия, либо дать преимущества отдельным участникам закупок. "То есть правовая база контрактной системы не развивается, - утверждается в докладе. - Вносятся мелкие правки, которые не меняют ее сути, а проекты федеральных законов не решают основной задачи 44-ФЗ - повышения эффективности и результативности закупок для государственных и муниципальных нужд".
Для устранения перечисленных и других проблем контрактной системы ЦСР предлагает создать новую архитектуру контрактной системы, включая новую нормативную базу в виде закона об основах контрактной системы.

"Закон раскроет содержание принципов, а также введет новый понятийный аппарат, - считают эксперты. - Будут определены периметр контрактной системы, ее архитектура и сегменты. Контрактная система получит устойчивый правовой фундамент".
При этом правила проведения процедур определения поставщиков и планирование закупок ЦСР предлагает перевести на уровень подзаконных актов.
"Нужно отделить стабильную часть правовой системы от подвижной, корректируемой части, - говорится в докладе. - Прежде всего надо перевести на уровень подзаконных актов операционные вопросы: правила проведения процедур закупок, планирования, формирования и размещения информации. Одновременно расширить права заказчиков на разработку новых процедур закупок, включая новые правила размещения рамочных контрактов".

Источник: Опубликовано ИА "Финмаркет"

Заказать услугу
Оформите заявку. Мы свяжемся с Вами, подготовим договор, счет и вышлем документы на подпись в ближайшее время.
Вернуться к списку