Проект об упрощении госзакупок: что он значит для опытных и новых участников торгов


"Просить совета есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому".

     Джованни Боккаччо

19.03.2021
Получите БЕСПЛАТНО ответы на интересующие Вас вопросы прямо сейчас.
Задать вопрос

26 января 2021 года в Государственную Думу внесли законопроект, направленный на оптимизацию и упрощение госзакупок по 44-ФЗ. Пакет поправок предусматривает сокращение избыточного количества конкурентных процедур и подзаконных актов, упрощает и унифицирует документацию, корректирует порядок исполнения госконтрактов, определяет новые условия закупки у единственного поставщика и пр.

В статье рассматриваем важные изменения из этого пакета, чтобы участники торгов были готовы к работе в новых условиях.

Проект об упрощении госзакупок

В обновленном 44-ФЗ предлагают убрать почти треть статей и более 10 подзаконных актов, которые планируют ввести в тело закона

Количество конкурентных процедур сократится

Статья 24 44-ФЗ, регламентирующая способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), полностью переписана и предусматривает существенное сокращение конкурентных процедур. Их остается три:

  • конкурс (в закрытой, электронной и закрытой электронной форме);
  • аукцион (в закрытой, электронной и закрытой электронной форме);
  • электронный запрос котировок.

Из перечня конкурентных способов исключили запрос предложений,бумажные варианты открытых процедур, а также двухэтапный конкурс и конкурс с ограниченным участием. В электронную форму перевели часть закрытых процедур, сохранив бумажную версию для закупок, содержащих гостайну.

Часть 8 обновленной статьи 24 устанавливает случаи, когда заказчик вправе проводить закупку с помощью электронного запроса котировок. Так, он может это делать, если цена контракта не превышает 3 млн рублей, а общий объем закупок, проведенных этим способом, – 50 % совокупного годового объема закупок. Ранее речь шла лишь о 10 % СГОЗ.

Более подробно об изменениях порядка проведения электронного запроса котировок с 01.04.2021 можно прочитать в этой статье.

Извещение становится главным закупочным документом

В соответствии с новой редакцией ст. 42 единственным закупочным документом для проведения открытых электронных процедур становится извещение о закупке. Документация требуется лишь для закрытых способов определения поставщика.

В связи с этим форма извещения существенно переработана, а перечень сведений о закупке расширен – теперь он состоит из 23 пунктов вместо 12. Помимо этого, частью извещения становятся следующие электронные документы:

  • описание объекта закупки в соответствии с требованиями ст. 33 44-ФЗ;
  • обоснование НМЦК;
  • требования к составу заявки;
  • порядок рассмотрения и оценки заявок;
  • проект контракта;
  • дополнительные требования (услуги депозитария, перевозки и др.).

Все документы подписываются ЭЦП заказчика.

Планируют сократить и сроки внесения изменений в извещение. Они будут едиными для открытых и закрытых электронных конкурсов и аукционов – 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок. Отменить процедуру можно до окончания срока подачи заявок. При проведении электронного запроса котировок вносить изменения в извещение нельзя, закупку можно только отменить, но не позднее чем за 1 час до окончания срока подачи заявок.

Требования к заявке будут едиными

Унификация коснется документации, формируемой как заказчиком, так и участниками торгов. После принятия поправок требования к заявке будут едиными для всех открытых электронных процедур.

Из закона убрали деление заявки на первую и вторую часть. Как и ранее, она будет включать информацию об участнике, при этом учредительные документы и другие сведения, внесенные в ЕИС, прилагать к заявке не понадобится. Эта информация будет направляться заказчику оператором ЭТП, а сверка проходить автоматически через интеграцию в ЕИС сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП и других баз данных.

Изменят требования к обеспечению заявок

Изменения коснулись и положения о предоставлении обеспечения заявки. Теперь оно потребуется не только для участия в конкурсе или аукционе, но и в электронном запросе котировок, если цена контракта превысит 1 млн рублей.

Для всех конкурентных процедур устанавливают единые правила и единый размер обеспечения заявки.

Заказчик вправе не требовать обеспечения контракта, если НМЦК не превышает 1 млн рублей. Это требование перенесли из Постановления Правительства РФ от 12.04.2018 №439 в тело закона, убрав сумму 5 млн рублей.

Для участников, относящихся к уголовно-исполнительной системе и организациям инвалидов, размер обеспечения заявки не может превышать 0,5 % независимо от цены контракта (сейчас – 2 %).

Еще одно новшество коснулось банковских гарантий. Их смогут выдавать не только банки, включенные в перечень Минфина, но и другие финансовые структуры, в частности:

  • государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ»;
  • региональные гарантийные организации – участники Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего бизнеса, предусмотренные Федеральным законом № 209-ФЗ.
Независимая банковская гарантия

Рынок гарантийных услуг расширится, но требования к поручителям останутся такими же строгими

Закупок у единственного поставщика станет больше

Действующая редакция ст. 93 44-ФЗ содержит 56 позиций, регламентирующих случаи проведения неконкурентных закупок. В новом проекте закона этот перечень продолжен еще 5 пунктами.

Дополнительно у единственного поставщика разрешили закупать:

  • здания, строения, помещения, земельные участки, реализуемые в соответствии с законодательством о банкротстве и исполнительном производстве;
  • материальные ценности из госрезерва;
  • ТРУ для предотвращения чрезвычайных и аварийных ситуаций за счет средств из резервных фондов субъектов РФ;
  • спортивное снаряжение и оборудование для подготовки и участия спортивных команд РФ в международных соревнованиях и др.

Помимо того, с 1 апреля 2021 г. вступают в силу изменения, касающиеся «малых» закупок по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ. Подробнее об этом можно прочитать здесь.

Новации на этапе исполнения контракта

Стороны уже сейчас могут подписывать акты приемки в электронной форме при исполнении контракта, заключенного по итогам электронных процедур. В новой редакции в соответствии со ст. 94 44-ФЗ электронное актирование из права превращается в обязанность сторон.

Переводится в электронную форму и процедура одностороннего отказа заказчика от заключения контракта. Соответствующее решение он размещает в ЕИС, и оно автоматически направляется участнику. Дополнительно сообщать ему об этом не нужно.

У исполнителя контракта появляется право обжаловать односторонний отказ от заключения контракта в ФАС. Закон дает ему на это 3 дня со дня получения решения заказчика. Срок вступления одностороннего отказа в силу увеличен до 15 дней. В течение этого времени заказчик вправе отменить свое решение, если ФАС признает жалобу исполнителя обоснованной.

После принятия законопроекта Госдумой поправки будут вступать в силу поэтапно. Мы в свою очередь будем отслеживать изменения в сфере госзакупок и знакомить вас с каждым новшеством.

Заказать услугу
Оформите заявку. Мы свяжемся с Вами, подготовим договор, счет и вышлем документы на подпись в ближайшее время.
Вернуться к списку