Мифы о 223-ФЗ: почему поставщики предпочитают 44-ФЗ

Мифы о 223-ФЗ: почему поставщики предпочитают 44-ФЗ 30.12.2020

Поставщики, как правило, стараются работать по 44-ФЗ и с меньшей охотой принимают участие в торгах по 223-ФЗ. Казалось бы, перед поставщиками открывается более широкий рынок с адекватной конкуренцией и выгодными условиями, если они заключают договоры с заказчиками по 223-ФЗ. Но организации при этом осторожничают. Выясняем, почему.

Тендеры госкорпораций по 223-ФЗ

223-ФЗ: ключевые положения

Федеральный закон 223-ФЗ определяет, что заказчиками торгов могут выступать госкорпорации, естественные монополии, ГУПы / МУПы, компании, доля участия в которых государства, муниципального образования составляет более 50 %, их дочерние общества, бюджетные учреждения, автономные учреждения. Главные условия – не привлекать к оплате по договорам средства из госбюджета и самостоятельно разработать положение о закупке.

При этом заказчики могут:

  • внести дополнительные требования к поставщику;
  • иногда отменить закупку на любом этапе;
  • изменить объем поставок в процессе исполнения договора.

Из-за такой свободы действий многие поставщики остерегаются работать по 223-ФЗ.

Постараемся развеять эти опасения.

Почему поставщики не спешат работать с заказчиками по 223-ФЗ: 6 мифов

1. Закупки находятся под контролем организаторов, а победитель заранее известен

Можно подумать, что в крупных заказах можно столкнуться со злоупотреблениями со стороны заказчика. Ведь организатор может обосновать закупку у единственного поставщика и не размещать извещение и документацию по закупке в ЕИС, если цена договора не превышает 100 тыс. рублей (в отдельных случаях – 500 тыс. рублей).

Действительно, у заказчика есть такое право. В его интересах заключить договор с проверенным исполнителем, который исполнит свои обязанности надлежащим образом и в срок.

Но это право заказчика, а не обязанность – осуществлять закупку у единственного поставщика. Если конкурс является открытым, проведение торгов предусматривает конкурентную борьбу. Следовательно, победитель неизвестен заранее. Кто предложит наиболее выгодные условия в своей заявке на участие, тот и получит договор.

Обратите внимание, даже проигрыш можно обернуть в свою пользу. Часто при проведении корпоративных закупок организаторы и потенциальные исполнители встречаются для согласования тех или иных условий лота. Такие встречи дают возможность участникам выделиться на фоне конкурентов, договориться о возможном сотрудничестве в будущем.

2. Для каждой заявки – свой пакет документов

Согласно 223-ФЗ каждая процедура определяет требования к составу документов в заявке – в отличие от 44-ФЗ, где список документов, которые вправе требовать заказчик, четко регламентирован. Это требует четкой проработки и слаженной работы при подготовке заявки: не полностью сформированный пакет документов станет основанием для отклонения от участия в торгах.

В 2019 году Правительство РФ обязало заказчиков по 223-ФЗ отдавать малому бизнесу до 20 % заказов. Такие закупки предусматривают более формализованный и упрощенный список документов, которые заказчик вправе требовать в составе заявки на участие.

Защита малого бизнеса

3. Непосильные объемы поставок

В торгах участвуют не только гиганты рынка, вроде «Роснано» и «Сбербанка», но и более мелкие игроки: школы, клиники, коммунальные предприятия. Достаточно открыть сайт zakupki.gov.ru и сделать выборку по 223-ФЗ. Без усилий получится найти лоты на 200-300 тысяч рублей. Так что шанс проявить себя квалифицированным исполнителем и закрепиться на рынке есть у всех.

Требуется помощь в подготовке заявки по 223? Обращайтесь в ГК «Ценный Контракт».

4. Слишком высокие требования к исполнителям

Распространенное заблуждение: требования к участникам торгов не только строгие, но и подогнаны «под своих». Действительно, не все потенциальные исполнители могут соответствовать установленным квалификационным требованиям. А именно – наличие опыта, производственных мощностей и квалифицированного персонала. Но не стоит искать в этом злого умысла: подобные требования призваны снизить риски для заказчиков при работе с недобросовестными или недостаточно опытными исполнителями.

5. Лоты только для крупных предприятий

Еще раз обращаем внимание на процедуры, опубликованные на сайте zakupki.gov.ru. Там без труда найдутся лоты, которые под силу выполнить представителям малого и среднего бизнеса. Например, проведение ремонта, поставка канцелярских изделий и мебели.

6. Обязательства, которые невозможно выполнить

Распространенный миф – заказчики по 223-ФЗ специально усложняют требования, ставят невыполнимые сроки и условия, чтобы потом не платить по договору или не принимать товары / работы / услуги.

У заказчиков, работающих по 223-ФЗ, действительно есть определенная свобода действий. Однако если поставщик сомневается, что сможет надлежаще исполнить условия договора, он может участвовать в торгах по другому заказу, предъявляемые требования по которому ему подходят.

Участие в торгах в свою очередь подразумевает, что поставщик согласился с условиями процедуры. Другое дело, что он мог прочитать закупочную документацию невнимательно: в этом случае исполнение договора вполне может оказаться невыгодным, повлечь за собой его расторжение.

Федеральная Антимонопольная служба (ФАС)

Принимать участие в торгах, которые организуют заказчики по 223-ФЗ, вполне реально и выгодно, если внимательно изучите требования закупочной документации и выполните свои обязательства надлежащим образом. Не уверены в своих силах? Специалисты компании «Ценный Контракт» обеспечат вам все необходимое юридическое сопровождение на всех этапах закупки.

Новости госзакупок от ГК «Ценный Контракт»

Если вы занимаетесь закупками и хотите первыми получать свежие новости и кейсы, подписывайтесь на нашу рассылку

Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Спасибо за подписку на наши новости!

Теперь вы будете первыми узнавать о новостях из мира госзакупок и получать полезные предложения и акции