Как написать претензию госзаказчику


"Просить совета есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому".

     Джованни Боккаччо

10.02.2021
Получите БЕСПЛАТНО ответы на интересующие Вас вопросы прямо сейчас.
Задать вопрос

Претензия – это письменное обращение к контрагенту, в котором вы излагаете суть своих возражений относительно исполнения условий договора. В статье мы рассмотрим, в каких случаях претензия предъявляется госзаказчику, как правильно составить и направить такой документ, и что будет, если не соблюсти претензионный порядок.

 Написание претензии

Вовремя направленная претензия часто позволяет урегулировать коммерческий конфликт, не доводя его до суда

В каких случаях предъявляют претензию госзаказчику

В юридической практике чаще встречаются случаи, когда претензии поступают в адрес поставщика, но бывают случаи, что и госзаказчик не исполняет условия контракта. К нарушениям со стороны заказчика относятся:

  • задержка аванса или оплаты по контракту;
  • необоснованное уклонение от приемки товара/работ/услуг;
  • несвоевременная передача объекта или исходной информации, необходимой для выполнения работ.

Если видите, что заказчик затягивает исполнение условий госконтракта и договориться устно не получается, пишите претензию.

Почему претензию нужно предъявлять письменно

Документ нужно оформлять по всей форме, чтобы он имел юридический вес. Слова к делу не пришьешь.

Направляя претензию, вы преследуете две цели.

  1. Излагаете и обосновываете требования, опираясь на нормы гражданского законодательства и сам договор.
  2. Соблюдаете претензионный порядок, без следования которому вы не сможете подать на заказчика в суд.

На втором пункте остановимся подробнее. В соответствии с ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ участник гражданско-правового спора, возникшего в результате неисполнения одной из сторон договорных отношений, может обратиться в суд только после соблюдения претензионного порядка. То есть, сначала нужно написать претензию и лишь спустя 30 календарных дней, если иной срок не предусмотрен в самом контракте, можно подавать исковое заявление.

Если этот порядок не соблюсти, суд:

  • возвратит иск на основании п. 5 ч. 1 ст. 129 АК РФ;
  • оставит иск без рассмотрения, если он все же был принят (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ).

В портфеле услуг ГК «Ценный Контракт» есть аналитика торгов, включающая, в том числе и отчет с подробной информацией о конкретном заказчике. Изучив историю его контрактов, вы будете идти на сделку с открытыми глазами, что в будущем, возможно, убережет вас от написания претензий.

Общие требования к форме документа

Единой формы для составления претензии нет. Будучи разновидностью корпоративной корреспонденции, она оформляется в соответствии с общепринятыми правилами написания деловых писем. А именно:

  • оформляется на бланке организации или лица, предъявляющего претензию;
  • в шапке проставляется адресат, дата составления и исходящий номер документа;
  • чтобы не было разночтений, документ должен называться «Претензия»;
  • в письме указывают полное название сторон, заключивших контракт, и реквизиты договора;
  • далее идут причины предъявления претензии со ссылками на нарушенные пункты договора и статьи нормативно-правовых актов.
  • завершают письмо требованиями, которые должен выполнить госзаказчик, и указывают, что в случае их невыполнения последует обращение в суд.

Претензию подписывает руководитель. Если это делает другое лицо, рекомендуем приложить доверенность, подтверждающую его полномочия. В доверенности должно быть указание на право подписывать претензии.

Пример претензии

Пример составления претензии в адрес заказчика

Примеры содержания претензии в зависимости от ситуации

Рассмотрим оформление претензий в отношении частых нарушений обязательств со стороны госзаказчика.

Заказчик задерживает оплату

Если заказчик подписал акт приемки товара/работ/услуг, но задерживает оплату, в претензии указываете:

  • реквизиты акта приемки, на основании которого ваши обязательства считаются выполненными (копию приложите к претензии);
  • пункты контракта, в которых оговорены сроки оплаты и последствия, наступающие при их неисполнении;
  • ссылки на статьи ГК РФ 309, 310 (о недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательств по контракту), 711 (об оплате работы, выполненной надлежащим образом), 395 (о праве на неустойку за просрочку оплаты);
  • сумму неустойки (в госконтрактах по 44-ФЗ она составляет 1/300 от действующей ключевой ставки Банка России за каждый день просрочки).

Суммы денежных средств в обязательном порядке прописывают цифрами и прописью. В конце письма указывают срок, в течение которого госзаказчик должен погасить задолженность.

Заказчик не подписывает акт выполненных работ

Если заказчик не принимает работу и при этом не направляет мотивированный отказ от подписания акта, вторая сторона имеет полное право выставить претензию.

Помимо стандартной шапки, указания сторон и реквизитов договора, документ должен содержать:

  • ссылки на положения контракта о сроках приемки работ;
  • ссылку на ст. 720 ГК РФ (об обязанности заказчика принять работы, если нет претензий по качеству, и праве заказчика продать результат своего труда другому лицу, если заказчик в течение месяца необоснованно уклоняется от подписания акта приемки);
  • ссылку на п. 4 ст. 753 ГК РФ (о праве подрядчика подписать акт в одностороннем порядке);
  • требование подписать акт и срок, в течение которого госзаказчик должен это сделать.

Не знаете, как составить и обосновать претензию? Обращайтесь в ГК «Ценный Контракт» – наши юристы проконсультируют по содержанию документа или составят его за вас.

Заказчик не принимает и не оплачивает работы

В этом случае подрядчик сначала направляет претензию об уклонении от приемки выполненных работ (см. выше). Если реакции не последовало, по истечении установленного законом срока (п. 4 ст. 753 ГК РФ) подрядчик может подписать акт приемки в одностороннем порядке и направить претензию об оплате работ.

Вторая претензия должна содержать:

  • информацию обо всех шагах, предпринятых подрядчиком для урегулирования конфликта (когда и какие уведомления, письма, претензии были направлены заказчику);
  • ссылки на ст. 720 и 753 ГК РФ, регулирующие порядок приемки выполненных работ;
  • сумму денежных средств, которую госзаказчик должен выплатить за работу;
  • сроки, в течение которых он обязан это сделать.

К претензии подрядчик прикладывает копию акта, подписанного в одностороннем порядке.

Вручение претензии

Лучший способ вручить претензию – передать ее из рук в руки

Порядок направления претензии госзаказчику

Претензию нужно не только правильно составить, но и проследить, чтобы она дошла до адресата. Есть несколько способов, как ее можно доставить госзаказчику.

  1. Вручить лично. В приемную руководителя доставляют два экземпляра документа: один оставляют, а на втором секретарь делает отметку о получении (дату, входящий номер, подпись). Его вы забираете с собой. В суде он будет доказательством того, что заказчик получил претензию. 30-дневный срок исчисляется от даты, указанной в отметке о получении.
  2. Использовать курьерскую доставку. Этот способ подходит, если офис заказчика находится в другом городе. Порядок вручения такой же, только отметку о доставке ставят на квитанции о вручении письма. Чтобы не было вопросов по содержимому пакета, прописывайте в квитанции полное название документа.
  3. Направить по почте ценным письмом с уведомлением о получении. Чтобы заказчик не смог опровергнуть получение документа, в описи вложения нужно указать, что в письме находится претензия. 30-дневный срок в этом случае отсчитывается от даты, когда письмо было вручено заказчику. Если заказчик не явился за письмом на почту, оно считается доставленным с момента, когда оно было готово к выдаче.

В последнем случае важно, чтобы претензия была направлена по правильному адресу.

По какому адресу отправлять претензию?

Безошибочный вариант – направлять претензию по юридическому адресу заказчика. В соответствии с п. 3 ст. 54 ГК РФ, если письмо доставлено по юридическому адресу, оно считается полученным, даже если заказчик по какой-либо причине его не прочитал.

Юридический адрес можно взять из контракта. Еще лучше заказать свежую выписку из ЕГРЮЛ, на случай если официальное местонахождение юрлица изменилось. Претензия считается направленной по верному адресу, если он совпадает с тем, что указан в выписке ЕГРЮЛ на дату отправления документа.

Гражданско-правовые споры в процессе исполнения госконтрактов возникают довольно часто. Если вы столкнулись с подобной проблемой, претензия – эффективный, но далеко не единственный способ урегулирования спорных ситуаций. Обращайтесь в ГК «Ценный Контракт», и мы подскажем, как лучше поступить в вашей ситуации.

Заказать услугу
Оформите заявку. Мы свяжемся с Вами, подготовим договор, счет и вышлем документы на подпись в ближайшее время.
Вернуться к списку