Допускается ли продление срока контракта по 44-ФЗ и какова ответственность за незаконную пролонгацию?

03.12.2020

В соответствии с нормами ГК РФ стороны по обоюдному согласию могут продлить договор свыше срока, на который он заключался. В юридической практике такое действие называется пролонгацией. Распространяются ли эти правила на контракты по 44-ФЗ? При каких условиях можно пролонгировать контракт? Что ожидает заказчика, сделавшего это незаконно? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей статье.

Продление контракта

Пролонгация контракта по 44-ФЗ возможна в исключительных случаях

Относится ли срок действия контракта с существенным условиям, что из этого следует

Федеральный закон 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» жестко регулирует процесс заключения, исполнения, расторжения контрактов. В частности в п. 2 ст. 34 44-ФЗ однозначно определено, что на протяжении всего срока действия контракта не допускается изменение его цены или других существенных условий. Исключение составляют лишь случаи, предусмотренные ст. 95 данного нормативно-правового акта.

Чтобы понять, можно ли продлять контракт, необходимо установить: относится ли срок его действия к существенным условиям, и если да, то представлены ли случаи, связанные с продлением контракта, в перечне исключений. Ответим на эти два вопроса по порядку.

В самом 44-ФЗ четких указаний, что считать существенными условиями контракта, нет. Но они вытекают из норм гражданского права, на которые опираются положения вышеупомянутого закона. Так, в ст. 457, ст. 708, ст. 783 ГК РФ сроки поставки товаров, начала и окончания работ, предоставления услуг характеризуются как существенные условия. Из чего следует, что срок действия госконтракта также относится к существенным условиям и его изменение не допускается.

Этот вывод неоднократно подтверждали в своих разъяснениях контролирующие органы – Министерство Финансов (письмо № 02-02-15/24252 от 2016 года), Минэкономразвития России (письмо № Д28и-1818 от 2016 года), Казначейство России (письмо № 07-04-05/09-319 от 2015 года). В них четко указано, что законом 44-ФЗ пролонгация контракта не предусмотрена и установление такой возможности в контракте является неправомерным.

Теперь посмотрим, нет ли сроков действия контракта в перечне исключений. Как мы уже сказали, они перечислены в ст. 95 44-ФЗ и касаются изменения цены контракта, количества поставляемого товара, объема работ или услуг. Случаи, когда может быть изменен срок действия контракта, описаны в пп.4, 5, 6 и 9 части 1 этой статьи, но они завязаны на определенных жестких условиях их применения.

Возможно ли продление срока

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что продлить контракт по 44-ФЗ достаточно проблематично и возможно только при определенных обстоятельствах. Даже если возникают непредвиденные обстоятельства, делающие невозможным его исполнение, закон жестко ограничивает стороны и всячески вынуждает их расторгнуть контракт и начать процедуру новой закупки.

Это связано с тем, что базовым принципом закона 44-ФЗ является конкурентная закупка. Изменение условий отношений по контракту, в т.ч. его пролонгация, этому принципу противоречат. Если бы такого запрета не было, многие заказчики, вместо того, чтобы проводить новую закупку, продляли бы прежние контракты с устраивающими их поставщиками.

Но все же исключение из этого правила есть. В связи с распространением коронавирусной инфекции в апреле 2020 года был принят закон 124-ФЗ, которой изложил в новой редакции часть 65 ст. 112 44-ФЗ, и разрешил продлять срок контрактов в 2020 году. Рассмотрим при каких условиях и как это можно сделать.

Продление контрактов из-за коронавирусной инфекции

Если ограничительные меры по предупреждению распространения коронавирусной инфекции привели к неисполнению обязательств по контракту, законодатель разрешил изменить сроки его исполнения

Условия продления срока контрактов в 2020 году

Внесенные поправки разрешают пролонгировать срок исполнения контракта по соглашению сторон при условии, что обязательства не были выполнены из-за распространения коронавирусной инфекции и / или ограничительных мер, введенных властями в связи с этим. Чтобы продлить контракт, необходимо предоставить:

  • письменное обоснование переноса сроков контракта;
  • решение Правительства РФ, правительства субъекта федерации, администрации муниципального образования;
  • документ, подтверждающий перечисление на счет заказчика дополнительного обеспечения, если из-за продления сроков, изменяются условия обеспечения.

Перенос срока оформляется в виде дополнительного соглашения. В нем проставляются новые даты исполнения обязательств, уточненные условия обеспечения. Документ подписывается сторонами и публикуется в ЕИС в реестре контрактов.

Продление контрактов, заключенных с единственным поставщиком

Часто вопрос пролонгации контрактов возникает при закупках у единственного поставщика, в частности, если предметом закупки являются:

  • товары / работы / услуги, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий;
  • коммунальные услуги по водо-, газо-, теплоснабжению и т. п.;
  • услуги по управлению многоквартирным домом;
  • услуги и работы по техобслуживанию зданий и оборудования;
  • услуги по энергоснабжению и т. п.

В таких контрактах из года в год остается один и тот же поставщик, казалось бы, почему нельзя их продлевать? Минэкономразвития России разъясняет невозможность пролонгации тем, что согласно ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ контракты заключаются в соответствии с планом-графиком, который составляется после того, как заказчику были доведены лимиты бюджетных обязательств на текущий год.

Таким образом, контракты закупки, в том числе у единственного поставщика, заключаются, исходя из выделенных лимитов, на определенный срок и не могут продлеваться автоматически. После окончания срока действия контракта заказчик обязан осуществить новую закупку на следующий период – конкурентную или у единственного поставщика.

Государственные контракты, исходя из лимитов финансирования, могут сразу заключаться на срок до трех лет. Но если заказчик имел право подписать договор на 3 года, а ограничился годом или двумя, пролонгировать действие такого соглашения до максимально возможных трех лет он не сможет.

Исполнение контракта за пределами установленных сроков

В некоторых случаях закон разрешает выполнить поставщику (исполнителю, подрядчику) взятые на себя обязательства после того, как срок действия контракта закончился. При этом он не продлевается, а выполняется за пределами сроков.

Если просрочка возникла по вине поставщика, заказчик может принять товар / работы / услуги позже, при этом он обязан начислить пеню.

Если же поставщик докажет, что причиной просрочки стали действия самого заказчика или обстоятельства непреодолимой силы, это освободит его от наложения санкций (п. 9 ст. 34 44-ФЗ). К таким обстоятельствам относятся природные и техногенные катастрофы, войны, революции, стихийные бедствия. Подобный форс-мажор необходимо подкрепить документально, например справкой из МЧС, ТПП РФ.

В совместном письме от 3.04.2020 Минфин России (№ 24-06-05/26578), МЧС (№ 219-АГ-70) и ФАС (№ МЕ/28039/20) признали коронавирусную инфекцию обстоятельством непреодолимой силы, в том числе для контрактов, заключенных по 44-ФЗ. Если поставщик докажет, что нарушение сроков исполнения контракта вызвано ограничительными мерами из-за пандемии, он будет освобожден от уплаты пени, неустойки, штрафа на основании п. 9 ст. 34 44-ФЗ.

Возможные последствия незаконного продления госконтракта

Поскольку пролонгация контракта по 44-ФЗ законом не предусмотрена, дополнительное соглашение, продлевающее контракт свыше установленного срока, считается ничтожным, т.е. таковым, которое не должно было состояться. Оно не создает правовых отношений между сторонами и при обнаружении проверяющими органами аннулируется.

При незаконной пролонгации договора предусмотрена административная ответственность. Если сроки увеличились, но сумма контракта при этом осталась неизменной, должностному лицу заказчика грозит штраф в размере 20 тыс. рублей, а самой организации-заказчику – 200 тыс. рублей (п. 4 ст. 7.32 КоАП РФ).

Если же пролонгация привела к дополнительному расходованию бюджетных денег, штраф должностному и юридическому лицу устанавливается в размере удвоенной суммы излишне израсходованных средств (п. 5 ст. 7.32 КоАП РФ).

Таким образом, пролонгация договоров, предусмотренная гражданским законодательством, на контракты по 44–ФЗ не распространяется. Если у одной из сторон возникли проблемы с исполнением обязательств, лучше всего обратиться к юристам, специализирующимся на госзакупках, которые подскажут, как выйти из сложившейся ситуации с минимальными потерями, не нарушая закон.

Новости госзакупок от ГК «Ценный Контракт»

Если вы занимаетесь закупками и хотите первыми получать свежие новости и кейсы, подписывайтесь на нашу рассылку

Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Спасибо за подписку на наши новости!

Теперь вы будете первыми узнавать о новостях из мира госзакупок и получать полезные предложения и акции