Должен ли план-график соответствовать лимитам бюджетных обязательств по 44-ФЗ

Должен ли план-график соответствовать лимитам бюджетных обязательств по 44-ФЗ 16.12.2020

Друзья, приглашаем вас в нашу команду. Ищем аккаунт-менеджеров и юристов. Подробности читайте здесь.

Ежегодно в декабре государственным учреждениям доводят лимиты бюджетных обязательств – количество денег, которые они могут потратить на обеспечение своих нужд, в том числе на закупку товаров, работ, услуг в новом году. Исходя из них, заказчик составляет план-график. Всегда ли этот документ должен соответствовать лимитам, и как правильно его откорректировать, если изменилось финансирование, разбираемся в статье.

Планирование госзакупок

Планирование – обязательный этап закупочной деятельности по 44-ФЗ: если закупка не предусмотрена в плане-графике, ее нельзя осуществить

План закупок и план-график, их соответствие лимитам

В соответствии со ст. 16 44-ФЗ государственные и муниципальные заказчики могут осуществлять закупочную деятельность только на основании утвержденного и опубликованного в ЕИС плана-графика.

До 2020 года обязательных документов было два: план закупок, содержащий перечень товаров, работ и услуг, и план-график, отражающий сроки и способы проведения закупок. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 № 1279 план закупок упразднили. Но суть планирования осталась прежняя.

Заказчики могут приступать к планированию закупок, только после того, как им будут доведены лимиты бюджетных обязательств на новый финансовый год. На эту работу закон отводит 10 рабочих дней (ч. 7 ст. 16 44-ФЗ), после чего план-график формируется в форме электронного документа и подписывается электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.

Бюджетные учреждения могут планировать закупки только в пределах утвержденных лимитов, а их суммарный объем в денежном выражении не должен превышать общую сумму финансирования, выделенную на эти цели. Закупать товары, работы, услуги сверх этого запрещено. Перед началом каждой конкурсной процедуры или заключением контракта с единственным поставщиком, заказчик обязан проверить, соответствует ли цена контракта лимитам.

Вместе с тем, в законе нет прямого запрета на проведение закупок на сумму меньшую, чем доведенный размер финансирования. Пользуясь этим, некоторые заказчики, не успев сразу запланировать все закупки, вносят их в план-график позже нарастающим итогом. Это не совсем верно, но не наказуемо.

Новация 2020 г. в отношении плана-графика

Как мы уже сказали, с 2020 года единственным обязательным документом для планирования госзакупок остался план-график. В сравнении с предыдущей версией он претерпел значительные изменения.

  1. Упрощена форма документа, благодаря чему он уменьшился по размеру (14 граф вместо 32).
  2. В плане-графике теперь не нужно указывать цель закупки, подробные сведения о закупаемом объекте, обосновывать ее ссылками на государственные программы.
  3. Однотипные закупки на этапе планирования разрешено объединять. Исключение составляют работы по строительству и реконструкции (составляются пообъектно), энергосервисные контракты и закупки, подлежащие общественному обсуждению.
  4. В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ федеральные заказчики формируют план-график на три года (плановый период) и ежегодно его актуализируют, муниципальные – на один финансовый год.
  5. Документ формируется только в электронной форме и подписывается усиленной квалифицированной ЭП. Теперь на размещение плана-графика в ЕИС дополнительные три дня не выделяются. После прохождения финансового контроля он автоматически загружается в сеть.
Печатная форма плана-графика госзакупок

Печатная форма плана-графика госзакупок, действующая с 2020 года

Причины несоответствия плана-графика лимитам и ответственность за это

Общий объем финансирования, выделенного на закупки, не является чем-то статичным и может меняться в течение года. Заказчик обязан отслеживать эти изменения и приводить план-график в соответствие с уточненными лимитами.

К наиболее распространенным причинам несоответствия плана-графика лимитам относятся:

  • ошибки в расчетах при планировании;
  • увеличение (уменьшение) бюджетного финансирования в течение года;
  • образование экономии денежных средств в результате проведения конкурентных закупок;
  • появление новых потребностей, не учтенных при планировании.

Если заказчик своевременно не откорректирует план-график и проведет закупку с превышением объема финансирования, ему грозит проверка и штраф в размере от 5 тыс. до 30 тыс. рублей (ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ).

Анализ лимитов в закупках, кто и как его делает

В первую очередь это должен делать сам заказчик. Перед публикацией сведений о закупке в ЕИС контрактный управляющий / тендерный специалист обязан посмотреть, достаточно ли лимитов для ее проведения и не превышает ли НМЦК сумму, проставленную в плане-графике. Может случиться так, что в начале года вы планировали одну сумму, а теперь ее нужно уменьшить.

Если заказчик разместит в ЕИС закупку с превышением лимита финансового обеспечения, контролирующий финансовый орган в соответствии с ч. 5 ст. 99 44-ФЗ не допустит его к публикации и отправит на доработку с предписанием устранить нарушения.

Функции контроля за непревышением лимитов финансирования в процессе госзакупок возложены на региональные и муниципальные органы финансового управления и Федеральное казначейство. При проверке они сопоставляют информацию, изложенную в:

  • плане-графике;
  • извещении о закупке;
  • протоколах отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • проекте госконтракта;
  • реестре контрактов.

Если на каком-то этапе должностное лицо заказчика нарушило порядок осуществления закупки, в том числе допустило публикацию закупочной документации с превышением финансового обеспечения, ему грозит привлечение к административной ответственности по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ (штраф до 15 тыс. рублей).

Что делать, если план-график не соответствует лимитам

Если в плане-графике возникло расхождение с лимитами, его необходимо откорректировать.

Основания для изменений

Основания для внесения изменений в план-график изложены в ч. 8 ст. 16 44-ФЗ и п. 22 постановления Правительства РФ № 1279. К ним относится:

  • приведение закупки в соответствие с требованиями ст. 19 44-ФЗ по нормированию (установлению предельных затрат);
  • увеличение / уменьшение доведенного объема финансирования;
  • использование внутренней экономии, полученной при проведении торгов;
  • изменения, внесенные в закупку по итогам общественного обсуждения;
  • исполнение предписаний контрольных органов и др.

Необходимые действия

В соответствии с ч. 9 ст. 16 44-ФЗ изменения в план-график необходимо внести не позднее, чем за один день до размещения в ЕИС сведений о закупке или до заключения контракта с единственным поставщиком. (До 2020 года это нужно было делать не позднее, чем за 10 дней).

Как видите, государство хоть и упростило порядок планирования госзакупок, требование соответствия плана-графика закупочной деятельности лимитам бюджетных обязательств сохранилось. Распорядитель финансов обязан следить, чтобы совокупный объем расходов на закупки не превышал выделенное финансирование и своевременно вносил изменения в план-график. В противном случае ему грозит привлечение к административной ответственности.

Остались вопросы? Оставьте свои контакты – мы перезвоним и проконсультируем вас.

Новости госзакупок от ГК «Ценный Контракт»

Если вы занимаетесь закупками и хотите первыми получать свежие новости и кейсы, подписывайтесь на нашу рассылку

Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Спасибо за подписку на наши новости!

Теперь вы будете первыми узнавать о новостях из мира госзакупок и получать полезные предложения и акции