Сергей Маковеев: Проблемы исполнения государственных и муниципальных контрактов

Сергей Маковеев: Проблемы исполнения государственных и муниципальных контрактов 04.08.2022

Друзья, приглашаем вас в нашу команду. Ищем аккаунт-менеджеров и юристов. Подробности читайте здесь.

Наш генеральный директор Сергей Маковеев недавно стал членом Совета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию контрактной системы и закупочной деятельности корпораций и компаний с государственным участием.

По просьбе других участников Совета Сергей выразил экспертное мнение по теме: «Проблемы исполнения государственных и муниципальных контрактов». Он рассказал о системных проблемах и их причинах, а также о возможных путях решения. Подробности читайте в статье.

Проблемы исполнения государственных и муниципальных контрактов: мнение нашего генерального директора

По мнению члена Совета ТПП РФ по развитию контрактной системы и закупочной деятельности корпораций и компаний с государственным участием Сергея Маковеева основной проблемой, возникающей при исполнении контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» является ненадлежащее исполнение обязанностей сторонами, как заказчиком, так и поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Причины могут быть разными. Со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя) это может быть как умышленное недобросовестное поведение, так и банальное отсутствие опыта, невозможность исполнения из-за обстоятельств, которые не были учтены при заключении контракта, например, существенное изменение цен на товары, изменение курса валют, некорректно составленное техническое задание и прочее.

Со стороны заказчика аналогично может быть умышленное недобросовестное поведение, чтобы «отлучить» поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, так и не умышленное, которое может быть связано с недостаточностью профессионализма сотрудников, большой загрузкой, недостаточностью финансирования и прочими обстоятельствами.

Общим способом преодоления проблемы является либо расторжение по соглашению сторон, либо внесение изменений в контракт, опять же по соглашению сторон.

Бывают ситуации, когда заказчик и исполнитель уже приступили к исполнению контракта и даже какая-то часть, а может быть и вся выполнена.

Однако, другая заинтересованная сторона обращается в суд с иском о признании торгов и контракта недействительными. К сожалению, в случае положительного решения для заинтересованной стороны остается не так много инструментов решения данной проблемы. По сути, она одна – обжалование.

К чему ведет признание торгов и контракта недействительными? К реституции – т.е. восстановлению первоначального положения – возврата исполнения сторонами друг другу. Если заказчику не удалось обжаловать решение, то нужно проводить закупку повторно.

В 2022 году сохраняются системные проблемы, такие как:

  • Ошибки в условиях исполнения контракта, в техническом задании или проектной документации;
  • Издание акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, вследствие которого исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично. Наиболее показательным примером тут будут «ковидные ограничения»;
  • Неоплата заказчиком поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги;
  • Неисполнение заказчиком встречного обязательства, например, не передача объекта для выполнения ремонта, не предоставление необходимой документации.

В такой ситуации самым разумным будет со стороны заказчика исполнить свое встречное обязательств, либо расторгнуть контракт по соглашению сторон. Крайним случаем будет отказ исполнителя от контракта.

В текущей сложной экономической ситуации стоит отметить, что органы исполнительной власти оперативно принимают меры, которые направлены на решение части возникающих проблем. Например, законодательно закрепленная возможность изменения существенных условий контракта.

Основной проблемой является то, что изменения вносятся только по соглашению сторон и то, что увеличить цену контракта государственному или муниципальному заказчику можно только в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на срок исполнения контракта.

Источник

Новости госзакупок от ГК «Ценный Контракт»

Если вы занимаетесь закупками и хотите первыми получать свежие новости и кейсы, подписывайтесь на нашу рассылку

Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Спасибо за подписку на наши новости!

Теперь вы будете первыми узнавать о новостях из мира госзакупок и получать полезные предложения и акции