Предлагается создать антирейтинг заказчиков в сфере госзакупок

Получите БЕСПЛАТНО ответы на интересующие Вас вопросы прямо сейчас.
Задать вопрос
28 Марта 2016
ОНФ при поддержке общественных контролеров предлагает создать антирейтинг заказчиков в сфере госзакупок.

За обнародование имен недобросовестных заказчиков и выработку механизма по конструктивному реагированию на выявленные нарушения и замечания граждан как эффективный способ борьбы с коррупцией высказались большинство общественных контролеров во время всероссийского опроса, проведенного в 2015 г. активистами ОНФ и экспертами Высшей школы экономики. Результаты исследования, во время которого был изучен опыт борьбы активных граждан за честные закупки в 32 регионах России, стали одной из главных тем дискуссионной площадки "Госзаказ в новых экономических условиях", организованной рабочей группой ОНФ "Честная и эффективная экономика" совместно с экспертами Высшей школы экономики в рамках Всероссийского форума-выставки "Госзаказ – За честные закупки".

Активисты, в частности, отметили, что сегодня заказчики реже допускают явные промахи при совершении необоснованных закупок. При этом нарушения в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд и способы их маскировки стали более профессиональными и изощренными. По данным опроса, чаще всего активисты сталкивались с "заточкой" закупки под конкретного поставщика через установление необоснованных ограничений или излишних требований (60% респондентов), на втором месте – закупка некачественных товаров, работ, услуг исключительно для освоения бюджетных средств (34%), примерно одинаковы по частоте упоминания о сговоре поставщиков с целью не допустить победы конкурентов и нечестной оценке заявки поставщика на этапе определения поставщика (28 и 27% соответственно).

В 2014 г. по результатам подобного же исследования, проведенного ВШЭ, среди наиболее распространенных случаев недобросовестной конкуренции на торгах респонденты отмечали ограничение допуска поставщика к участию в торгах и сговор заказчика с поставщиком, а также нечестную оценку заявки поставщика на этапе определения поставщика и сговор поставщиков. Значит, проблема сговора заказчика и поставщика по-прежнему является ключевой для общественного контроля.

О закупках предметов роскоши в качестве наиболее распространенного вида нарушений упоминали только 20% активистов. Это, по словам экспертов ОНФ, свидетельствует о том, что тема приобретения люксовых автомобилей, роскошной мебели, а также дорогих подарков постепенно уходит с повестки дня, уступая место теме обеспечения конкуренции и равного участия в закупках.
Опрос общественников показал и тот факт, что большую заинтересованность в 2015 г. они проявляли к общественному обсуждению крупных закупок, которые осуществляет заказчик на уровне своего города (22% активистов), 13% – на уровне региона, и только 5% граждан интересовались закупками федеральных заказчиков.

Таким образом, по словам заместителя председателя думского комитета по экономической политике, члена рабочей группы ОНФ "Честная и эффективная экономика" Виктора Климова, людям становится ближе тематика "местных" закупок, которая позволяет непосредственно участвовать в решении проблем своего города или района. "Мы полагаем, что этот опыт необходимо использовать для перехода от практики обсуждения исключительно дорогих закупок в пользу расширения сферы обсуждения муниципальных закупок по так называемой народной номенклатуре объектов – коммунального благоустройства и инфраструктуры, услуг населению, обеспечения деятельности местных органов власти и т.п. – подчеркнул депутат. – При этом критериями вынесения тендера на общественное обсуждение должны стать не только стоимость закупки, но и ее социальная значимость, а также наличие соответствующего профессионального или местного сообщества, заинтересованного в обсуждении".

Учитывая, что более половины опрошенных посетовали на недостаток опыта и знаний в сфере изучения закупок, участники дискуссии подчеркнули необходимость проведения разъяснительной работы о реальных формах участия и способах общественного контроля в сфере контрактной системы, а фокус контроля за закупками с учетом результатов опроса предложили перенести на местный уровень и на объекты, имеющие актуальную социальную направленность в отдельно взятом регионе.

Кроме этого, эксперты ОНФ, основываясь на данных исследования, пришли к единому мнению, что необходимо вернуться к идее создания перечня заказчиков, уличенных по результатам общественного контроля и обсуждения закупок в расточительстве и недобросовестном расходовании бюджетных денег. Эксперты ОНФ считают, что это станет действенной мерой в рамках дальнейшего развития института общественного контроля госзакупок в нашей стране. За нее высказались 51% опрошенных активистов. 42% – высказались за введение обязанности заказчика оперативно и содержательно реагировать на предложения общественников по закупкам.

"Таким образом, мы видим, что, по мнению большинства опрошенных активистов, для повышения эффективности общественного контроля за закупками необходимо создание публичного антирейтинга заказчиков в контексте результатов проведенной общественниками работы и достигнутых результатов. Относительно низкая по сравнению с этим оценка привлекательности идеи обязательного реагирования заказчиков на обращения активистов связана с отражением субъективного опыта. А он, как показало наше исследование, достаточно негативный. Почти четверть опрошенных добровольцев не получили от заказчика объяснений на свой запрос по закупкам, замечания и предложения 18% контролеров в рамках общественного обсуждения закупки были полностью проигнорированы. Инициативы 15% контролеров заказчик рассмотрел, но в итоге не учел", – отметил первый проректор НИУ ВШЭ Александр Шамрин.



и получайте самую свежую и актуальную информацию



Специалисты Группы Компаний "Ценный Контракт" окажут полный спектр услуг в области конкурентных закупок.

    Заказчикам:         С услугами для заказчиков можно ознакомиться в этом разделе.
   Поставщикам:     С услугами для поставщиков можно ознакомиться в этом разделе.
    Обучение:            С услугами учебного центра можно ознакомиться в этом разделе.
Вернуться к списку