Как следует из мониторинга Минэкономики применения закона о контрактной системе 44-ФЗ (есть у "Ъ"), за три квартала 2015 года в ней размещено 2,1 млн закупок и заключено 2,3 млн контрактов (на 16,9 и 23% больше, чем в 2014 году). Средняя цена контракта упала на 20%, до 1,5 млн руб. — заказчики пытались стабилизировать цены для поставщиков, заключая вместо годовых контрактов более дешевые краткосрочные. Объем заказов составил 4,3 трлн руб., но и экономия увеличилась на 17%, составив в целом 217,4 млрд руб., так что суммарная стоимость контрактов поднялась всего на 3%, до 3,4 трлн руб.
Следствием жесткой торговли заказчиков с поставщиками стало участившееся на треть неисполнение обязательств подрядчиками: каждая седьмая сделка (327,4 тыс. контрактов на 791,4 млрд руб.) расторгнута заказчиками в одностороннем порядке. Обращений заказчиков в ФАС о включении участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков в 2015 году стало больше в три раза: реестр пополнили 2,9 тыс. поставщиков, из них 1,7 тыс. — за уклонение от заключения контракта. Сам реестр к 30 сентября содержал сведения о 6,2 тыс. недобросовестных поставщиков (рост на 22%).
Несмотря на рост активности и поставщиков, и заказчиков, конкуренции в сфере госзаказа больше не стало: в среднем в закупках, как и в 2014 году, участвовало около 2,6 заявителя. Самые конкурентные госзакупки (в среднем 2,79 участника) осуществлялись в ценовом диапазоне от 10 до 50 млн руб. На контракты от 100 млн до 1 млрд руб. в среднем претендовало уже менее двух поставщиков. Крупнейшие же контракты заключались, как правило, с единственным поставщиком: самые дорогие из них — инфраструктурные проекты Крыма: ООО "Стройгазмонтаж" по заказу Росавтодора строит мост через Керченский пролив (228,3 млрд руб.), "дочка" ФСК ЕЭС по заказу Минэнерго — электросети (47,3 млрд руб.). В целом единственные поставщики освоили 19,8% госзаказа, на 8% больше, чем год назад, отмечает документ Минэкономики. Взлетевшую в первом квартале долю таких закупок (см. "Ъ" от 29 июля) только в третьем квартале удалось вернуть на уровень 2014 года.
При этом более половины всех контрактов (53%) с единственными поставщиками заключено по итогам несостоявшихся торгов, а еще 21%, на 90,1 млрд руб., осуществляется по решениям президента. Крупнейшие подряды без конкурса получили АО "Межрегионтрубопроводстрой" по заказу Росморречфлота на строительство портовых объектов (17,9 млрд руб.), Зеленодольский завод имени Горького — на строительство пограничного сторожевого корабля для ФСБ (17,4 млрд руб.). Минспорт таким же образом поручил АО "Синара-Девелопмент" Дмитрия Пумпянского реконструировать стадион в Екатеринбурге (12,2 млрд руб.), а Минстрой — ЗАО "Трест МСМ-1" восстановить "социально значимые" объекты (7,6 млрд руб.). Самые объемные контракты Минобороны (22,9 млрд руб. — на теплоснабжение, 20 млрд руб. — на обслуживание военных городков, 17,7 млрд руб. — на обслуживание электросетей) также заключены с единственным поставщиком, данные подрядчика не раскрываются. Свидетельством же "положительных результатов проведения антикризисных мер" в Минэкономики называют сокращение числа торгов, на которые заявлялся единственный участник: если в апреле так проходила каждая четвертая процедура, то в сентябре этот показатель сократился до 7%.
В отраслевом разрезе более половины госзаказа приходится на строительство (46% контрактов на 1,576 трлн руб.) и закупку медицинских изделий и лекарств (10,4% контрактов на 353,1 млрд руб.). Максимальный рост цен — примерно втрое — зафиксирован в контрактах на теплоснабжение (117,1 млрд руб.) и проектирование (339 млрд руб.), в полтора раза возросла стоимость капстроительства (728,3 млрд руб.) и строительства транспортной инфраструктуры (567 млрд руб.).
Банковские услуги остались почти на прежнем уровне (107 млрд руб.), управление недвижимостью и ее эксплуатация подорожали с 59 млрд руб. до 76 млрд руб., покупка и продажа таких объектов — с 42 млрд руб. до 64 млрд руб., строительство водных сооружений — с 38,9 млрд руб. до 59,9 млрд руб. По данным Минэкономики, летнее повышение тарифов уже отыгралось в контрактной системе: объем закупок у госмонополий вырос на 1,6%, до 48,3 млрд руб., услуг ЖКХ — на 2,5%, до 80,5 млрд руб.
Общественное обсуждение крупных закупок, начатое в 2014 году, в 2015-м коснулось заказов Минобороны (27 млрд руб. на ремонт зданий и сооружений военных городков) и департамента строительства Москвы (26,8 млрд руб. и 19,4 млрд руб. на капстроительство). В целом общественное обсуждение проводилось для 266 закупок дороже 1 млрд руб. с суммарной стартовой ценой контрактов более 792 млрд руб. При этом только пять закупок на 11,2 млрд руб. (в основном ремонт дорог) были отменены, а в 15 случаях дело ограничилось правкой графиков закупок.
Отметим, что, несмотря на явные проблемы с конкуренцией за госзаказ, реакция ведомств на них пока не выглядит столь же масштабной, как намерения Белого дома сэкономить на тратах госкомпаний (см. "Ъ" от 28 и 29 сентября). Из новых инициатив в госзакупках на этой неделе Минэкономики должно представить правительству проект поправок в 44-ФЗ, распространяющий его действие на бюджетные закупки ГУПов и МУПов, а также проект введения с 1 июля 2016 года исчерпывающего перечня случаев, когда закупки не могут осуществляться в электронной форме.
Попытки же Минфина ужесточить контроль госзакупок для военных нужд, передав Росфиннадзору полномочия ФАС в сфере гособоронзаказа, не получили поддержки со стороны Минэкономики и ФАС на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова 9 октября — их передача была признана "нецелесообразной". При этом ранее при проверках Росфиннадзором гражданских закупок на сумму 482,6 млрд руб. 40% из них (на 192,3 млрд руб.) были признаны необоснованными из-за проблем с планами-графиками закупок, обоснования цен контрактов и стоимости их для единственных поставщиков, ненадлежащих банковских гарантий, отсутствия претензий к нарушителям договоров и т. п. Сохранение той же пропорции при проверке Росфиннадзором гособоронзаказа на 900 млрд руб. дало бы претензий уже на 400 млрд руб.
Как государство покупает
Самой конкурентной процедурой при госзакупках в 2015 году был двухэтапный конкурс: число желающих в нем участвовать по итогам третьего квартала 2015 года выросло втрое и достигло максимума заявок (5,13). Минимальный интерес (1,14 заявки) вызывал запрос предложений. В отраслевом разрезе наибольшая конкуренция наблюдается в проектировании и управлении недвижимостью (в среднем 3,59 претендента), наименьшая (вероятно, на фоне кризиса) — в cделках с недвижимостью (0,64 заявки). Самая острая борьба (по 4,43 участника) за подряды стоимостью выше 1 млрд руб. шла в строительстве портов.Более половины госзакупок (на 2,3 трлн руб.) проходили на электронных аукционах. Они привлекали в среднем по 2,88 участника и пользовались наибольшим спросом у заказчиков регионального уровня. Примечательно, что максимальный объем региональных контрактов заключен по итогам торгов на площадке «РТС-Тендер», хотя по их количеству лидирует Сбербанк-АСТ. На его долю приходится 48% количества и 39% объема заключенных контрактов. У «РТС-Тендера» 28% по обоим показателям, у ОАО ЕЭТП — 18% и 22%. Всего по 3% контрактов заключены на ЭТП ММВБ и Агентства госзаказа Татарстана (7% и 4% объема соответственно). В 2016 году правительство, напомним, хочет отдать этим пяти площадкам закупки госкомпаний и продажу имущества банкротов. Второе место по популярности среди заказчиков занимает запрос котировок (14,5% процедур), третье — открытые конкурсы (1,2%). На другие формы закупок приходятся лишь доли процента.
По данным Минэкономики, в 2015 году активнее заключались контракты с субъектами малого бизнеса и социально ориентированными НКО — рост составил 47% с увеличением суммарной цены на 54% (средняя цена контракта — 556 тыс. руб.).
Государственная жалобная книга
Активнее были и несогласные с процедурами госзакупок: в 2015 году в ФАС уже поступило 29,2 тыс. жалоб (7,6 тыс. жалоб на федеральные закупки, 12,8 тыс. на региональные, 8,6 тыс.— на муниципальные) — это в 2,3 раза больше, чем в 2014 году. Нарушения выявлены в 7,9 тыс. (35%) проверенных процедур, выдано 1,7 тыс. предписаний об их устранении. Обоснованными признано 8,9 тыс. жалоб (42% от рассмотренных), выдано 4,1 тыс. предписаний об устранении нарушений. В четыре раза увеличилось число возбужденных ФАС дел об административных правонарушениях за нарушения ФЗ-44 (до 11,1 тыс.), взыскано втрое больше штрафов (на 65,9 млн руб. из 11,7 тыс. постановлений на 83,6 млн руб.). Больше всего дел связано c незаконной конкурсной документацией (3,4 тыс.) и нарушением порядка отбора участников закупок (2,7 тыс.). 7% решений ФАС обжаловались в судах, штрафы — вдвое чаще. Удовлетворены судами 12% и16% жалоб соответственно.Отмена обязательного согласования контрактов по итогам несостоявшихся процедур с ФАС разгрузила службу: число обращений о возможности размещения заказа у единственного поставщика уменьшилось в 7,8 раза: рассмотрено 3,3 тыс., 83% согласовано. При этом при рассмотрении 15,3 тыс. уведомлений об осуществлении закупки у единственного поставщика в 5% случаев ФАС выявила нарушения процедур.
На региональном уровне сумма штрафов по итогам проверок составила 82,9 млн руб., на муниципальном — 33,6 млн руб.; взыскано соответственно 38 млн и 12,8 млн руб. Рассмотрено 8,5 тыс. обращений о согласовании контракта с единственным поставщиком на региональном уровне и 11 тыс.— на муниципальном, из них согласовано соответственно 6 тыс. и 10 тыс.
Автор: Анна Пушкарская, Санкт-Петербург; Олег Сапожков (Коммерсант).