Интервью генерального директора Сергея Маковеева пресс-службе Аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Москве
Друзья, приглашаем вас в нашу команду. Ищем аккаунт-менеджеров и юристов. Подробности читайте здесь.
— В Москве год назад открыли Общественную приемную по вопросам конкурентных закупок. Вы руководитель. Как успехи?
Нужно было не просто открыть ее, но и привлечь бизнес-сообщество, позволить предпринимателям говорить о своих проблемах публично.Стояло 2 задачи.
- Получать обращения официально, чтобы аккумулировать информацию о проблемах. Потом их решать.
- Показать на личном примере, как публично говорить о проблемах, решать их и конструктивно работать с государством. Количество обращений растет каждый квартал. Большинство обращений на предмет исполнения госконтракта: в части оплаты, когда проблемы у заказчика и подрядчика, когда подписываются документы. У нас есть ряд побед, когда мы регулировали вопрос до суда и добивались, чтобы заказчик выплатил полную сумму.
В начале пути обращений было мало. Те, что приходили, носили общий характер и мы проводили по ним консультации.
Позже мы запустили Виртуальную приемную, провели пиар-кампанию в интернете, чтобы показать предпринимателям, что мы готовы помогать.
Сейчас приходит стабильно 20–25 обращений в квартал.
— Какие совместные идеи в сфере поддержки бизнеса вы обсуждали в течение этого года с Татьяной Вадимовной?
Законодательные инициативы. У нас их 10 и они связаны с проблемами государственного сектора. Наши законодатели переводят закупки в формат упрощения считая, что, увеличив количество участников, конкуренция вырастет.
Как показывает практика, упрощение и увеличение количества участников в закупках приводит к тому, что возникают проблемы на этапе исполнения госконтракта.
С Татьяной Вадимовной мы сейчас отрабатываем ряд законодательных инициатив. Они связаны с тем, что в каждой отрасли должен быть индивидуальный подход к выбору поставщика. Чтобы государство в роли заказчика получало квалифицированного подрядчика, который выбран не по критерию цены в рамках закупок, а по квалификации участника. Проблема в том, что на торги приходит много участников, поэтому главный критерий — цена — способствует демпингу. Как следствие, происходит множество неисполнений госконткрактов из-за низкой квалификации исполнителей.
— Бизнесмены сталкиваются с незаконным уголовным преследованием по ст. 159. Насколько это ненормально?
Если брать тему бюджетных денег, то они подконтрольны, ответственности за них больше. Из-за того, что у нас негибкая система проведения государственных процедур, в частности, на этапах исполнения госконтракта статьи будут. Но не потому что участники рынка хотят украсть деньги, а потому что они сами заложники всех нормативно-правовых документов. Это результат пандемии.
— Почему стройматериалы подорожали?
Цены на стройматериалы напрямую зависят от цен на строительные работы. Выросли цены на поставки, оснащение школ мебелью, хозяйственный инвентарь. Но планирование у госзаказчиков происходит задолго до того, как заключается контракт с тем или иным подрядчиком. За это время цена может сильно поменяться.
Но есть подвижки.
Мы задумались, что нельзя брать контракт и слепо его исполнять. Нужно подстраиваться под ситуацию и условия. Менять цену, сроки, чтобы получать результаты. Заказчик освоил деньги эффективно, но экономия тоже должна быть эффективной, а у подрядчика должен быть интерес к государственному заказчику, чтобы заключать с ним контракт.
— В России за два года выявили свыше 300 тыс. нарушений закона в сфере госзакупок. Это больше чем до пандемии?
Больше, потому что ряд проблем, которые были хроническими обострились из-за пандемии. В связи с этим выросло число нарушений. Госконтракт имеет существенные условия, которые нельзя менять. Но пандемия наложила определенные ограничения, под которые должны были подстроиться и заказчики, и подрядчики.
Например, пришлось вносить изменения в цену контракта и сроки, потому что были локдауны, в которые заказчики не допускали подрядчика к выполнению работ. Это приводило к увеличению сроков исполнения контракта. А так как сроки — это тоже существенные условия, начали появляться нарушения и проблемы с тем, что и заказчик, и подрядчик стали заложниками ситуации.
— Генпрокурор Игорь Краснов сообщил, что Генпрокуратура обсуждает с Центробанком введение цифрового рубля, чтобы повысить прозрачность всех закупок.
Я бы этот вопрос вынес за рамки торгов, потому что нужно заниматься не косметическим, а капитальным ремонтом всего процесса государственных закупок. У нас хватает проблем помимо их прозрачности. Это не тот инструмент, который может позволить дать еще большую прозрачность.Новости госзакупок от ГК «Ценный Контракт»
Если вы занимаетесь закупками и хотите первыми получать свежие новости и кейсы, подписывайтесь на нашу рассылку
Теперь вы будете первыми узнавать о новостях из мира госзакупок и получать полезные предложения и акции