Депутаты предложили более жестко контролировать отчеты госкомпаний по закупкам

Депутаты предложили более жестко контролировать отчеты госкомпаний по закупкам 05.10.2015
Согласно закону "О контрактной системе" (№ 44-ФЗ) обязательная доля участия малого и среднего бизнеса в госзакупках составляет 15% от общего годового объема закупок заказчика. Однако на деле он не исполняется, говорят и эксперты, и сами предприниматели.


Часто организаторы конкурса, объявляя закупки, намеренно проводят их некорректно, а потом признают процедуры несостоявшимися и контракты с "малышами" не заключают. В своих отчетах они тем не менее учитывают сумму тендера (мол, закупка у малого бизнеса совершена) и таким образом увеличивают долю заказа, приходящегося именно на малый бизнес, – но только на бумаге.

Депутаты решили пресечь эти злоупотребления и несколько дней назад рекомендовали нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект, согласно которому при расчете доли малых предпринимателей в годовом объеме закупок заказчика будут засчитываться только те закупки, по результатам которых были заключены контракты. Документ внесли депутаты из комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. Если закон будет принят, он вступит в силу со дня его официального опубликования.

По данным "Интерфакса", проанализировавшего данные аналитической системы "СПАРК-маркетинг", в 2014 г. государственные закупки в России снизились на 10 %до 5,44 трлн руб., или до 7,7% ВВП. При этом средняя доля малого бизнеса в госзаказах сейчас не выше 10–11%, заявил в июне советник председателя федерального межотраслевого совета "Деловой России" Сергей Варламов. Как писали ранее "Ведомости", когда квота в 15% только вводилась, многие госкомпании сомневались в том, что смогут соблюсти новые требования. Так, по словам представителя "Росатома", в 2014 г. доля малого и среднего бизнеса в общих закупках предприятий атомной отрасли составила около 13% (сумма заключенных договоров – более 54 млрд руб.), а в 2013 г. – 11%. РЖД на закупки у малого и среднего бизнеса два года назад потратила 40 млрд руб. (менее 5% закупок), сообщил представитель госмонополии. А вот у "Русгидро" за три квартала 2014 г. доля договоров с малым и средним бизнесом оказалась даже выше уровня квоты – 18%.

Обойти новые правила, а именно требование включать в отчеты только те компании малого и среднего бизнеса, с которыми заказчики в реальности, а не на словах заключили контракты, можно будет с такой же легкостью, как и прежде, считает Дмитрий Несветов, член совета московского отделения «Опоры России». Многие организаторы госторгов и раньше вписывали в отчетность аффилированные с компанией-исполнителем малые предприятия, и сейчас им ничего не помешает продолжить это делать. Иными словами, те механизмы, которые предлагают депутаты, хоть и ужесточат в какой-то степени контроль, но не будут способствовать массовому вхождению в сферу госзакупок "малышей". Что же касается ответственности, то как раз ее и не помешало бы прописать в законе, говорит Несветов: например, в виде штрафов. "До сих пор я не слышал ни одного случая, когда бы заказчиков как-то наказывали за несоблюдение квоты или подтасовку результатов закупок", – замечает он.

Новости госзакупок от ГК «Ценный Контракт»

Если вы занимаетесь закупками и хотите первыми получать свежие новости и кейсы, подписывайтесь на нашу рассылку

Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Спасибо за подписку на наши новости!

Теперь вы будете первыми узнавать о новостях из мира госзакупок и получать полезные предложения и акции