Закон о закупках 223 ФЗ


"Просить совета есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому".

     Джованни Боккаччо

Получите БЕСПЛАТНО ответы на интересующие Вас вопросы прямо сейчас.
Задать вопрос
На фоне закона 44-ФЗ, закон 223-ФЗ выглядит рамочным Закон устанавливает только общие принципы закупок для заказчиков. Главное требование: заказчик должен самостоятельно разработать собственное Положение. В Положении о закупках подробно регламентируются процедуры определения поставщика. Заказчик вправе разработать свои способы закупок с уникальным порядком проведения. Не обязательно писать слова “или эквивалент” и устанавливать параметры эквивалентности. Список товаров, работ, услуг, которые можно закупать у единственного поставщика, заказчик формирует самостоятельно. Список электронных площадок не ограничен. По результатам несостоявшейся закупки заказчик не обязан проводить процедуру повторно, не обязан согласовывать ее с контролирующими органами, не обязан привлекать экспертов, можно просто заключить договор с единственным поставщиком.

Смешанное финансирование

Не редки случаи осуществления закупок одновременно за счет двух источников финансирования: бюджетное финансирование и собственные средства от приносящей доход деятельности. В таком случае заказчик должен произвести закупку только по закону №44-ФЗ. Альтернативный вариант - раздробить закупку на части. Для этого в Положении о закупках по закону №223-ФЗ необходимо предусмотреть что дополнительным основанием для закупки у единственного поставщика является заключение договора с поставщиком, с которым уже заключен договор по закону №44-ФЗ.

Заказчиком по закону 223-ФЗ являются:

  • Государственные компании с долей участия государства выше 50%.
  • Субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, РЖД и т.д.)
  • Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение)
  • Бюджетные учреждения, если проводят закупки за счет грантов, средств субподряда, собственных средств.

Специалисты Группы Компаний "Ценный Совет" окажут полный спектр услуг в области конкурентных закупок.

    Заказчикам:         Разработка локальных нормативных актов предприятия по 223-ФЗ - 48 000 руб.
   Поставщикам:     С услугами для поставщиков можно ознакомиться в этом разделе.
    Обучение:            Повышение квалификации по 223-ФЗ - 15 000 руб.
ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ      Оформите заявку и мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Поставщиком по закону 223-ФЗ может быть:

Любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели. В этой части отличий от 44-ФЗ нет.

Виды и способы закупок по закону 223-ФЗ

Заказчик вправе проводить торги, к которым относятся конкурсы и аукционы, а также вправе проводить любые неторговые процедуры. Виды и способы закупок по 223-ФЗ определяются самими Заказчиками при условии соблюдения общих требований, установленных законом. Согласно закону "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" каждая организация, действующая по его нормам, обязана разработать, согласовать, утвердить и опубликовать свое собственное Положение, касающееся правил проведения закупок, в том числе, их видов и способов. В таком Положении обязательно должны быть предусмотрены такие виды закупок, как конкурс и аукцион. Закон N 223-ФЗ предусматривает два основных способа осуществления закупок: аукцион и конкурс. Возможно осуществление закупки и в электронной форме, в этом случае перечень таких товаров, работ и услуг устанавливается Правительством РФ (ч. 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Закон N 223-ФЗ не содержит закрытого перечня способов закупки. Так, согласно ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ в положении о закупке могут быть предусмотрены иные способы закупки.

При этом законом регламентированы некоторые сроки проведения конкурсов и аукционов: например, с момента размещения извещения до окончания подачи заявок такой срок должен составлять не менее чем 20 дней. При внесении изменений в извещение либо документацию необходимо также соблюдения требований закона, согласно которым, с момента внесения изменений до окончания срока подачи заявок этот срок должен составлять не менее 15 дней.

В зависимости от предмета закупки, конкурс может состоять из нескольких этапов: одного, двух, трех и т. д. Многоэтапные конкурсы обычно проводятся тогда, когда предъявляются особые требования к участникам и к объекту закупки.

По закону №44-ФЗ все способы определены, а главное четко ограничены перечень и случаи, когда закупки могут осуществляться у единственного поставщика. Закон №223-ФЗ никак не ограничивает заказчика в плане осуществления закупок у единственного поставщика. Заказчик в своем Положении отражает перечень, случаи и основания закупок. Способы закупок заказчик может определять самостоятельно. Но в Положении о закупках должны быть обязательно прописаны все процедуры проведения конкурсов и аукционов.

Алгоритм действий заказчика по закону №223-ФЗ

Заказчик должен разработать Положение о закупках. Положение утверждается учредителем или полномочным органом. Далее Положение размещается в ЕИС (www.zakupki.gov.ru). Там же размещается план закупок. Данную процедуру необходимо провести в течении трех месяцев после создания Заказчика. В противном случае Заказчик обязан проводить закупки по закону 44-ФЗ.

Заказчик, осуществляющий закупки по обоим законам (законам 44-ФЗ и 223-ФЗ), должен быть зарегистрирован личных кабинетах по 44-ФЗ и по 223-ФЗ. Для каждого кабинета необходима своя электронная подпись. Федеральное казначейство бесплатно выдает электронные подписи по закону №44-ФЗ. По закону 223-ФЗ электронная подпись выдается, как и всем коммерческим предприятиям удостоверяющими центрами.

План график закупок по закону 223-ФЗ

Отличие плана закупок, составляемого согласно закона №223-ФЗ, в том, что именно заказчик определяет, как он будет выглядеть. Отметим, что с 2015 года план закупок лекарственных средств, инновационной и высокотехнологичной продукции, согласно закону №223-ФЗ, формируется на 5-7 лет, в 2014-м — на 3 года. Надо отметить, что закон позволяет вносить изменения в такие долгосрочные планы в любое время. Основания для внесения изменений в планы устанавливаются в Положении о закупке. Соответственно, по мере появления потребностей план можно будет изменять и дополнять.

Обоснование закупки и начальной цены

По закону №44-ФЗ обосновывать закупку и рассчитывать начальную максимальную цену контракта требуется по всем закупкам, даже по тем, стоимость которых до ста тысяч рублей. Закон №223-ФЗ обоснования закупок не требует. Заказчик не обязан объяснять, зачем потребовались товар, работа или услуга.

Описание закупки

По закону №44-ФЗ описание должно быть без указания торговых наименований. С целью увеличения конкуренции, характеристики закупки не должны указывать на конкретный товар конкретного производителя. При закупке лекарственных средств, например, можно пользоваться только международным непатентованным наименованием. По закону 223-ФЗ, описание товаров, работ, услуг может быть любым, в том числе с прямым указанием на торговое наименование, производителя, страну происхождения.

Отчетность по закону №223-ФЗ

Одно из основных требований закона - это обязанность Заказчика размещать на официальном сайте информацию о закупках и отчеты о закупках товаров, работ, услуг. Заказчик должен размещать ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, отчеты об общей стоимости:

  • Заключенных договоров.
  • Договоров, заключенных с единственным поставщиком.
  • Заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну.
  • Заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.

Изменение контракта по закону №223-ФЗ

Закон №223-ФЗ не только не ограничивает случаи возможности изменения договора, но и прямо говорит о том, что договор может меняться в части цены, сроков, объемов товаров, работ, услуг. В каких случаях возможны изменения, следует указать в Положении о закупках.

Обжалование действий заказчика по закону 223-ФЗ

Обжалование действий заказчика Пунктом 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ установлено право участника закупки обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг. Обжаловать действия заказчика участник может в антимонопольном органе (ФАС) при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

  • Не размещения на официальном сайте в Интернете для размещения информации о заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) Положения о закупках, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, в соответствии с Законом № 223-ФЗ подлежащей размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения.
  • Предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке.
  • Осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупках и без применения положений Закона о государственных закупках.

Все другие нарушения можно обжаловать на основании Закона 135-ФЗ. Часть 2 ст.18.1. которого позволяет обжаловать:

  • Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Заказать услугу
Оформите заявку. Мы свяжемся с Вами, подготовим договор, счет и вышлем документы на подпись в ближайшее время.
Вернуться к списку