Закупка товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по 44-ФЗ: особенности

Закупка товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по 44-ФЗ: особенности 24.09.2020

Друзья, приглашаем вас в нашу команду. Ищем аккаунт-менеджеров и юристов. Подробности читайте здесь.

При закупке товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик выбирает продавца вне конкурентных торгов. Он заключает с ним контракт по праву, определенному ч. 1 ст. 24 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Право присутствует у заказчика в 56 случаях. Они описаны в ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Этот вид закупки удобен: заказчик может работать с проверенным поставщиком, выходить на сделку в короткие сроки. Он не тратит деньги на оплату труда сотрудников, которые готовят документы к торгам. Если поставщик не монополист, заказчик сам решает подходит ли цена контракта и качество поставки или стоит искать наилучшие условия на аукционе.

Из минусов: заказчик не застрахован от претензий со стороны контрольного органа. По мнению последнего, заказчик может тратить бюджетные средства «мимо кассы» с легкой руки поставщика. Поэтому придется аргументировать потребность и цену закупки после сделки. При этом предварительно извещать контрольный орган о ней не нужно.

Расскажем, как обосновать закупку и цену контракта, когда требуется ее согласование с контрольным органом. Мы не рассматриваем случаи, указанные в пп. 1-5, 7, 8, 10-23, 26-33, 35-49, 51-56 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ: закупку по ним можно делать без уведомления и согласования контрольного органа.

Статья полезна поставщикам, которые недавно начали работать с тендерами или готовятся стать единственным исполнителем. Информация также пригодится заказчикам при подготовке к такой закупке.

Федеральная антимонопольная служба является одним из органов, которые могут контролировать закупку у единственного поставщика

ФАС России — один из внешних контрольных органов, который может контролировать закупку у единственного поставщика по 44-ФЗ

Обоснование закупки у единственного поставщика

Заказчик должен направить в контрольный орган уведомление о закупках по п. 6, 9, 34, 50 ч. 1 ст. 93 по 44-ФЗ. В пакет документов он вкладывает копию подписанного контракта и отчет с обоснованием сделки в свободной форме. В отчете прописывает предмет и цели контракта, сильные стороны поставщика. Объясняет, почему проводить закупку на торгах невозможно или нецелесообразно.

Причинами невозможности проведения конкурентных торгов могут быть:

  • отсутствие конкурентов у поставщика в городе или стране;
  • другие конкуренты не проявляют интереса к закупке;
  • товар (работа, услуга) нужны срочно;
  • возможность закупить товар в других регионах есть, но это нецелесообразно из-за высокой стоимости транспортировки или иных экономических причин;
  • дозакупка товара, который заказчик закупал ранее.

Срок для формирования и отправки документов — 1 рабочий день с даты подписания контракта. После отправки отчет нужно опубликовать в ЕИС.

Пример отчета обоснования закупки у единственного поставщика

Пример отчета обоснования закупки у единственного поставщика

Обоснование цены контракта

В отчете заказчик обосновывает цену контракта по п. 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30–32, 34, 35, 37 - 41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Для этого он использует методы:

  • сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный метод.

Чаще применяют метод сопоставимых рыночных цен, по которому заказчик анализирует рынок. Он запрашивает коммерческие предложения конкурентов поставщика, мониторит цены в интернете. После определяет границы цены контракта для тождественных товаров. Для пересчета цен заказчик имеет право использовать обоснованные коэффициенты.

С остальными методами можно ознакомиться в ст. 22 44-ФЗ.

Пример расчета верхней и нижней границ цены по методу сопоставимых цен

Пример расчета верхней и нижней границ цены по методу сопоставимых цен

Как сотрудники контрольного органа проверяют контракты

После получения уведомления и сопутствующих документов от заказчика специалист:

  • изучает документы;
  • составляет отчет с описью нарушений или подтверждает их отсутствие;
  • если нарушения есть, предписывает устранить или инициирует расторжение контракта через суд.

Согласование закупки с контрольным органом

Иногда условия закупки нужно согласовывать с контрольным органом. Обязанность возникает в случаях, описанных в п.4 ч. 5 ст. 93 44-ФЗ. Для этого заказчик отсылает в контрольный орган обращение о согласовании в установленном законом порядке. Срок обращения — не позднее 5 рабочих дней с даты подписания протокола о признании определения поставщика несостоявшимся или с даты размещения такого протокола в ЕИС.

Контрольный орган принимает решение в течение 10 рабочих дней. Отсчет срока со следующего дня после поступления обращения.

Если контрольный орган отказывает заказчику в заключении контракта, тот должен найти поставщика на новых торгах. Определение поставщика признается несостоявшимся.

Закупать товар у единственного поставщика удобно, но рискованно с точки зрения вашего спокойствия. Контрольный орган будет пристально присматриваться к вам и исполнителю. Логичный способ избежать этого — верно оформить процедуру.

Для наших клиентов мы готовим документы по согласованию контракта. Составляем обращение так, чтобы минимизировать риск отказа. Подсказываем, как ответить на замечания контрольного органа. Если вы нуждаетесь в помощи с закупкой у единственного поставщика, оставляйте заявку — проконсультируем.

Новости госзакупок от ГК «Ценный Контракт»

Если вы занимаетесь закупками и хотите первыми получать свежие новости и кейсы, подписывайтесь на нашу рассылку

Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Спасибо за подписку на наши новости!

Теперь вы будете первыми узнавать о новостях из мира госзакупок и получать полезные предложения и акции