Институт гос. закупок


"Просить совета есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому".

     Джованни Боккаччо

Получите БЕСПЛАТНО ответы на интересующие Вас вопросы прямо сейчас.
Задать вопрос

Становление института госзакупок в России


Появление в России регламентированных закупок для нужд государства произошло еще в 1997 году, со вступлением в силу Указа Президента РФ от 08.04.1997 № 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" (далее – Указ Президента РФ № 305). И конечно, как отличались тогда сами закупки, также сильно отличались и закупщики. Представители Института госзакупок в пору действия Указа Президента РФ № 305 сотрудники закупающих подразделений заказчиков были очень мало осведомлены о системе закупок в целом, специализировались в основном на процедурной части, да и то зачастую на одной какой-то ее разновидности, например на запросе котировок. При этом иногда наблюдалась тенденция неполного соблюдения правил таких процедур. В некоторых случаях это было связано с незнанием нормативных правил, а в некоторых – с отсутствием ощутимой ответственности за нарушения.

В 1999 г. был принят Федеральный закон от 06.05.1999 № 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, на выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" (далее – Закон № 97-ФЗ). Он не очень сильно изменил ситуацию в профессиональной закупочной сфере, так как был весьма узкоспециализированным, не охватывал все виды закупок и действовал не на все категории закупщиков. Несмотря на то что система на тот момент являлась новой, нормативные документы не содержали обязательства проходить специальное обучение сотрудникам закупочных подразделений.

Специалисты Группы Компаний "Ценный Совет" окажут полный спектр услуг в области конкурентных закупок.

    Заказчикам:         С услугами для заказчиков можно ознакомиться в этом разделе.
   Поставщикам:     С услугами для поставщиков можно ознакомиться в этом разделе.
    Обучение:            Повышение квалификации по 44-ФЗ - Очно-заочное (120 часов) - 25 000 руб.
ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ      Оформите заявку и мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Однако существовало требование о необходимости формирования состава комиссий по проведению торгов (конкурсов) из числа специалистов, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в области организации торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд. Председателями указанных комиссий могли назначаться исключительно лица, прошедшие соответствующую профессиональную переподготовку или повышение квалификации (постановление Правительства РФ от 03.09.1998 № 1022, ч. 1). Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано руководствоваться аналогичными требованиями при формировании комиссий по проведению торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных фондов. На практике в состав указанных комиссий включались именно сотрудники закупочных подразделений, поэтому косвенно можно было считать, что существует формальное требование к обучению закупщиков на специализированных программах повышения квалификации.

Наряду с развитием законодательства в период с 1997 по 2004 гг. развивается и сама служба закупок. Заказчики уже привыкли к необходимости соблюдения правил и к необходимости обучения сотрудников на специальных курсах. Если в 90-х гг. закупочные службы иногда состоят из одного сотрудника и часто он совмещает эти функции с другими (например, бухгалтер, юрист, экономист и т.д.) и является еще и членом комиссии, то к началу 2000-х уже наблюдается тенденция систематизации этой деятельности, создания специальных подразделений, введение различных схем централизации и оптимизации деятельности по закупкам.
Учитывая специфику требований существующего на тот момент законодательства, к закупкам относят лишь процедурную часть, то есть этап выбора победителя. Поэтому развитие профессионализации самого закупщика происходило больше в части углубления в порядок проведения процедур и получение новых знаний и навыков в технической части документации. Работодатель стремится брать в закупочные подразделения сотрудников, разбирающихся в технических областях, связанных с описанием предмета закупки (например, строительство, фармация, продукты питания, техническое обслуживание автомобилей и техники и другие), а потом уже обучать их закупочным правилам. Сфера обучения тоже не стоит на месте. Многие обучающие центры стараются делать упор на практическую составляющую курсов, одной теории уже недостаточно. Успешными программами считаются только те, на которых в качестве лекторов выступают практики.

Одновременно с общепрактическим курсом по закупкам становится востребованным специализированное обучение в разрезе различных предметных областей. Новым толчком к развитию профессионализма закупщика становится вступление в силу Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 94-ФЗ), который достаточно подробно стал регламентировать процедурную часть государственных и муниципальных закупок, а также ввел механизм обжалования действий заказчиков через контрольные органы (ст. 57 Закона № 94-ФЗ). Дополнительно к этому появилась ответственность в КоАП РФ за нарушения в сфере закупок (ст. 7.29–7.32).

Это вызвало появление спроса в новых профессиональных знаниях. Так, кроме опыта в предметной области, становится востребованным опыт и навыки в юридической сфере. Представителям закупочных служб необходимо отстаивать интересы заказчиков в контрольных и судебных органах. Таким образом, появляется еще один профессиональный пласт знаний, без которого работать в закупках уже невозможно.

В 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Этот закон объединил компетенции различных служб, которые раньше были лишь частично связаны с закупочным процессом. Следует отметить, что основная новация закона состоит в том, что изменилось само понятие закупки. Теперь это весь замкнутый цикл поставки, от планирования до полного исполнения контракта. И главное, управление таким циклом сосредоточено в руках специализированной структуры заказчика – контрактной службы (ч. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ). Закон № 44-ФЗ впервые вводит обязанность профессионального обучения сотрудников контрактных служб. Согласно ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. В соответствии с ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ до 1 января 2017 г. работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Минэкономразвития в докладе о мониторинге закупок по Закону №44-ФЗ отметил, что в 2015 году завершено более чем на 90% формирование основных институтов контрактной системы:

  • Нормирования, обоснования и планирования закупок.
  • Информационного обеспечения закупок.
  • Проведения торгов.
  • Общественного обсуждения крупных закупок.
  • Контроля закупок.
  • Мониторинга закупок.
  • Аудита закупок.
  • Профессиональной подготовки в сфере закупок.
Заказать услугу
Оформите заявку. Мы свяжемся с Вами, подготовим договор, счет и вышлем документы на подпись в ближайшее время.
Вернуться к списку