Предлагается создать антирейтинг заказчиков в сфере госзакупок


"Просить совета есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому".

     Джованни Боккаччо

Получите БЕСПЛАТНО ответы на интересующие Вас вопросы прямо сейчас.
Задать вопрос
28 Марта 2016
ОНФ при поддержке общественных контролеров предлагает создать антирейтинг заказчиков в сфере госзакупок.

За обнародование имен недобросовестных заказчиков и выработку механизма по конструктивному реагированию на выявленные нарушения и замечания граждан как эффективный способ борьбы с коррупцией высказались большинство общественных контролеров во время всероссийского опроса, проведенного в 2015 г. активистами ОНФ и экспертами Высшей школы экономики. Результаты исследования, во время которого был изучен опыт борьбы активных граждан за честные закупки в 32 регионах России, стали одной из главных тем дискуссионной площадки "Госзаказ в новых экономических условиях", организованной рабочей группой ОНФ "Честная и эффективная экономика" совместно с экспертами Высшей школы экономики в рамках Всероссийского форума-выставки "Госзаказ – За честные закупки".

Активисты, в частности, отметили, что сегодня заказчики реже допускают явные промахи при совершении необоснованных закупок. При этом нарушения в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд и способы их маскировки стали более профессиональными и изощренными. По данным опроса, чаще всего активисты сталкивались с "заточкой" закупки под конкретного поставщика через установление необоснованных ограничений или излишних требований (60% респондентов), на втором месте – закупка некачественных товаров, работ, услуг исключительно для освоения бюджетных средств (34%), примерно одинаковы по частоте упоминания о сговоре поставщиков с целью не допустить победы конкурентов и нечестной оценке заявки поставщика на этапе определения поставщика (28 и 27% соответственно).

В 2014 г. по результатам подобного же исследования, проведенного ВШЭ, среди наиболее распространенных случаев недобросовестной конкуренции на торгах респонденты отмечали ограничение допуска поставщика к участию в торгах и сговор заказчика с поставщиком, а также нечестную оценку заявки поставщика на этапе определения поставщика и сговор поставщиков. Значит, проблема сговора заказчика и поставщика по-прежнему является ключевой для общественного контроля.

О закупках предметов роскоши в качестве наиболее распространенного вида нарушений упоминали только 20% активистов. Это, по словам экспертов ОНФ, свидетельствует о том, что тема приобретения люксовых автомобилей, роскошной мебели, а также дорогих подарков постепенно уходит с повестки дня, уступая место теме обеспечения конкуренции и равного участия в закупках.
Опрос общественников показал и тот факт, что большую заинтересованность в 2015 г. они проявляли к общественному обсуждению крупных закупок, которые осуществляет заказчик на уровне своего города (22% активистов), 13% – на уровне региона, и только 5% граждан интересовались закупками федеральных заказчиков.

Таким образом, по словам заместителя председателя думского комитета по экономической политике, члена рабочей группы ОНФ "Честная и эффективная экономика" Виктора Климова, людям становится ближе тематика "местных" закупок, которая позволяет непосредственно участвовать в решении проблем своего города или района. "Мы полагаем, что этот опыт необходимо использовать для перехода от практики обсуждения исключительно дорогих закупок в пользу расширения сферы обсуждения муниципальных закупок по так называемой народной номенклатуре объектов – коммунального благоустройства и инфраструктуры, услуг населению, обеспечения деятельности местных органов власти и т.п. – подчеркнул депутат. – При этом критериями вынесения тендера на общественное обсуждение должны стать не только стоимость закупки, но и ее социальная значимость, а также наличие соответствующего профессионального или местного сообщества, заинтересованного в обсуждении".

Учитывая, что более половины опрошенных посетовали на недостаток опыта и знаний в сфере изучения закупок, участники дискуссии подчеркнули необходимость проведения разъяснительной работы о реальных формах участия и способах общественного контроля в сфере контрактной системы, а фокус контроля за закупками с учетом результатов опроса предложили перенести на местный уровень и на объекты, имеющие актуальную социальную направленность в отдельно взятом регионе.

Кроме этого, эксперты ОНФ, основываясь на данных исследования, пришли к единому мнению, что необходимо вернуться к идее создания перечня заказчиков, уличенных по результатам общественного контроля и обсуждения закупок в расточительстве и недобросовестном расходовании бюджетных денег. Эксперты ОНФ считают, что это станет действенной мерой в рамках дальнейшего развития института общественного контроля госзакупок в нашей стране. За нее высказались 51% опрошенных активистов. 42% – высказались за введение обязанности заказчика оперативно и содержательно реагировать на предложения общественников по закупкам.

"Таким образом, мы видим, что, по мнению большинства опрошенных активистов, для повышения эффективности общественного контроля за закупками необходимо создание публичного антирейтинга заказчиков в контексте результатов проведенной общественниками работы и достигнутых результатов. Относительно низкая по сравнению с этим оценка привлекательности идеи обязательного реагирования заказчиков на обращения активистов связана с отражением субъективного опыта. А он, как показало наше исследование, достаточно негативный. Почти четверть опрошенных добровольцев не получили от заказчика объяснений на свой запрос по закупкам, замечания и предложения 18% контролеров в рамках общественного обсуждения закупки были полностью проигнорированы. Инициативы 15% контролеров заказчик рассмотрел, но в итоге не учел", – отметил первый проректор НИУ ВШЭ Александр Шамрин.



и получайте самую свежую и актуальную информацию



Специалисты Группы Компаний "Ценный Совет" окажут полный спектр услуг в области конкурентных закупок.

    Заказчикам:         С услугами для заказчиков можно ознакомиться в этом разделе.
   Поставщикам:     С услугами для поставщиков можно ознакомиться в этом разделе.
    Обучение:            С услугами учебного центра можно ознакомиться в этом разделе.
Вернуться к списку