Нужно убирать экономически необоснованных единственных поставщиков


"Просить совета есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому".

     Джованни Боккаччо

Получите БЕСПЛАТНО ответы на интересующие Вас вопросы прямо сейчас.
Задать вопрос
20 Апреля 2016
В среду на первом Всероссийском форуме "Гособоронзаказ-2016: Реформа" обсудят ряд системных вопросов оборонно-промышленного комплекса: регулирование ценообразования, внедрение современных технологий закупок, развитие системы кооперации и повышения качества поставляемой продукции. Заместитель руководителя ФАС России Максим Овчинников рассказал "Известиям" о новой системе взаимоотношений между заказчиками и исполнителями.

- В чем заключаются принципиальные изменения в отношениях между государственным заказчиком и исполнителями?
- Суть этих изменений состоит в том, что новый закон вводит систему так называемого банковского сопровождения сделок в рамках государственного оборонного заказа. Каждому контракту присваивается идентификатор. Государственный заказчик в лице, к примеру, Минобороны может отследить, как расходуются деньги по данному госконтракту всей кооперацией ГОЗа. В качестве примера можно привести строительство корабля. Госзаказчик видит только контракт с головным исполнителем - строителем корабля. Теперь с помощью системы банковского сопровождения он может проследить, как головной исполнитель и отчасти кооперация расходуют средства, выделенные в качестве аванса. Тем самым государственный заказчик может предотвратить направление денежных средств на мероприятия, не связанные с исполнением гособоронзаказа, снизить риски неисполнения ГОЗа из-за действий недобросовестных поставщиков, которые берут аванс, но не поставляют продукцию. Есть перечень операций по 159-ФЗ, которые при ГОЗе запрещено осуществлять в принципе. Банки, которые занимаются сопровождением, имеют полное право приостанавливать, блокировать операции, которые подпадают под эти критерии (пока таких уполномоченных банков девять. - "Известия"). Например, нельзя осуществлять операции с физическими лицами. Нельзя закупать на деньги, выданные в качестве аванса, акции, ценные бумаги и т.д. То есть те товары, услуги, которые напрямую не связаны с исполнением ГОЗа. Раньше именно так незаконно выводили денежные средства из этой сферы. Разработчиком этих поправок является Минобороны.

- Вам известно, сколько предотвращено незаконных операций?
- Такую статистику ведут уполномоченные банки и Минобороны. Наш функционал и наши поправки заключались в несколько иной плоскости. Мы ввели запреты на действия хозяйствующих субъектов в рамках всей кооперации, которые приводят к необоснованному росту цен на продукцию военного назначения. Раньше руководствовались общей формулировкой в законе о том, что необходимо всем выполнять ГОЗ, и часто в судах было очень трудно доказать, что хозяйствующий субъект ведет себя неправомерно, устанавливая ту или иную цену на продукцию. Нам потребовалось принять четко описанные запреты. Теперь понятно, какие действия, связанные с ценообразованием, являются запрещенными.

- Какие это запреты?
- Мы ввели три запрета, которые помогут бороться с недобросовестными поставщиками. Во-первых, по новой редакции закона нельзя к себестоимости продукции военного назначения относить затраты, которые не связаны с производством такой продукции. До этого хозяйствующие субъекты часто пытались "свалить" все свои накладные расходы, в том числе связанные с производством гражданской продукции, на производство продукции военного назначения и тем самым завышали издержки производства военной продукции. Во-вторых, внедрен запрет на установление цен на продукцию, поставляемую по ГОЗу выше цен, сложившихся на рынке. Этот запрет прежде всего для кооперации 3-го и 4-го уровней распространяется, как правило, на продукцию двойного назначения, когда речь идет о поставке гражданской продукции в два адреса. Один - для исполнителей ГОЗа, второй - обычный гражданский рынок. Приведу пример - нельзя продавать один и тот же цемент по разным ценам для строительства детского садика и казармы. Третий запрет - нельзя направлять деньги, выданные в качестве аванса на исполнение государственного контракта, на цели, не связанные с исполнением ГОЗа. Как говорится, будь добр использовать выданные деньги в рамках ГОЗа, можешь даже направить средства на другой контракт, но только в рамках ГОЗа. Если дали деньги на строительство подводной лодки, будь добр использовать средства только для производства вооружения и военной техники. Если кому-то на эти деньги захочется построить фонтан на территории завода, как это уже случалось, то надо готовиться как минимум к штрафу. Подобные запреты в совокупности должны снизить риски необоснованного завышения стоимости продукции военного назначения и позволить успешно наказывать недобросовестных хозяйствующих субъектов. Те контракты, которые заключались после вступления в силу этих поправок, будут реализованы либо в 2017 году, либо в начале 2018-го. По факту поправки ФАС в полную меру заработают в то же время.

- Будут ли оптимизированы закупки в сфере ГОЗов не только со стороны государственных заказчиков, но и со стороны госкорпораций?
- Необходимо убирать экономически необоснованных единственных поставщиков в конкурентных сферах деятельности. Будем предлагать такую меру правительству. Кроме того, надо по максимуму внедрять электронные формы закупок, в том числе и в закрытой сфере, с тем чтобы обеспечить наиболее эффективные конкурентные процедуры при размещении госзаказа, а также при торгах в рамках 223-ФЗ для нужд государственного оборонного заказа. Планируем дополнительно внедрять систему сбора данных о ценах в сфере ГОЗов, которая позволит не только эффективно формировать начальную максимальную цену, но и отслеживать, каким образом в рамках кооперации устанавливают цены поставщики. Это позволит предотвращать факты необоснованного завышения стоимости на продукцию, поставляемую кооперацией.

- Влияет ли попадание в реестр недобросовестных поставщиков на судьбу участников ГОЗа?
- Кардинальным образом. Попадание в этот реестр означает крест на участии в гособоронзаказе. Это в большей степени работает в гражданской сфере. Все, кто попал в этот реестр, автоматически вылетают из сферы государственных закупок. У многих закрывается и бизнес. Это самое большое наказание для предприятия. Даже если предприниматель, попавший в реестр, поменяет юрлицо, всё равно ему надо будет получить лицензию для производства вооружения и военной техники. А это уже совсем другая история.


Автор: Елена Шмелева (Известия).

Специалисты Группы Компаний "Ценный Совет" окажут полный спектр услуг в области конкурентных закупок.

    Заказчикам:         С услугами для заказчиков можно ознакомиться в этом разделе.
   Поставщикам:     С услугами для поставщиков можно ознакомиться в этом разделе.
    Обучение:            С услугами учебного центра можно ознакомиться в этом разделе.
Заказать услугу
Оформите заявку. Мы свяжемся с Вами, подготовим договор, счет и вышлем документы на подпись в ближайшее время.
Вернуться к списку