Импортозамещение должно отвечать нуждам госкомпаний


"Просить совета есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому".

     Джованни Боккаччо

Получите БЕСПЛАТНО ответы на интересующие Вас вопросы прямо сейчас.
Задать вопрос
15 Мая 2015
Минэкономразвития подготовило поправки в законопроект о закупках госкомпаний. Он прошел первое чтение, но поправки Минэкономразвития предлагают новые правила покупки оборудования.

Создать в правительстве координирующий орган, чтобы согласовать закупки госкомпаний и возможности отечественных производителей, поручил президент Владимир Путин. Вопрос оказался в том, что считать координацией, говорит чиновник, участвующий в обсуждении.

В первом чтении была утверждена предельно жесткая концепция: планы закупок для инвестпроектов и требования к закупаемой продукции пришлось бы согласовать с правительством и специальная комиссия могла бы настаивать на включении в договоры дополнительных условий, обеспечивающих развитие производства. Это даже не госплан, это отход от рынка вообще – комиссия фактически перераспределяла бы заказы, сетует федеральный чиновник. После одобрения проекта Думой правительство смягчилось.

Минэкономразвития в поправках предлагает предусмотреть минимум новых обязательств: государство будет координировать только крупные закупки продукции машиностроения, только на инвестпроектах дороже 10 млрд руб. и только госкомпаний, госкорпораций или частных компаний, получивших господдержку. Под господдержкой (не менее 10% стоимости проекта) понимаются не только субсидии из бюджета и госгарантии, но и фонд национального благосостояния или участие в программе проектного финансирования.

Компании обязаны представить правительственной комиссии по импортозамещению планы крупных закупок оборудования на пять лет или на срок инвестпроекта. А комиссия соотнесет эти планы с отраслевыми программами развития производства – т. е. с отраслевыми планами импортозамещения, объясняет федеральный чиновник, но такую формулировку нельзя использовать в законе, чтобы не нарушить правила ВТО.

То есть комиссия должна привести пла­ны по импортозамещению в соответствие с планами компаний, объясняет правительственный собеседник "Ведомостей": "Замещать имеет смысл то, что нужно, а не то, что просто можно". Заодно станет ясно, стыкуются ли все эти государственные планы импортозамещения с реальным спросом, заключает чиновник: "Есть подозрение, что все могут сильно удивиться".

Минпромторг разработал 20 отраслевых планов импортозамещения, в них свыше 2000 проектов, отобранных из 4000 заявок, рассказывал министр промышленности и торговли Денис Мантуров (по government.ru). Планы согласованы с профильными министерствами и крупнейшими компаниями, уверял Мантуров. Проекты, попавшие в программу импортозамещения, смогут претендовать на различные специальные инструменты господдержки: субсидирование ставок, гранты, софинансирование исследований.

Больше половины планов касается именно машиностроения. Зависимость от импорта в машиностроении по многим секторам подавляющая, сетовал председатель правительства Дмитрий Медведев: в станкостроении она оценивается в 90%, в тяжелом машиностроении – примерно в 70%, в нефтегазовом оборудовании – в 60%, в энергетическом оборудовании – около 50%, в сельхозмашиностроении – от 50 до 90%. Планы Минпромторга неоднородны: например, долю импорта в нефтегазовом оборудовании Минпромторг к 2020 г. рассчитывает снизить с нынешних 60–95% в среднем на 10–20 п. п. в зависимости от вида продукции, а в транспортном машиностроении предполагается, что по двум десяткам позиций, которые сейчас поступают исключительно из-за рубежа, можно будет к 2020 г. полностью отказаться от импорта.

Госкомпании новым обязательствам все равно не рады. Инструментов для регулирования инвестпроектов с господдержкой и так достаточно, новые нормы будут избыточными, считает сотрудник РЖД: "Законопроект поставит все компании с госучастием в неравные условия по сравнению с другими субъектами российской экономики. Они не смогут гибко реагировать на изменяющиеся макроэкономические факторы и поведение других участников мирового и российского рынков. Фактически компании с госучастием будут выведены за пределы рыночной экономики".

Если новые обязанности все-таки ограничатся декларированием планов, прибавится только бумажной работы, более оптимистичен сотрудник другой госкомпании: проблема в том, что и импортозамещению это вряд ли поможет. По отдельным позициям заказчики и рады бы перейти на отечественные аналоги, если бы это позволило снизить издержки на импорт в условиях ослабления рубля, но российские производства оказываются неконкурентоспособны или их просто не существует.

Импортозамещение было бы обоснованным в тех секторах, где есть спрос, а доля импорта по мировым меркам чрезмерно высока – в машиностроении это производство машин и оборудования для добычи полезных ископаемых, сельского хозяйства, металлургии и пищевой промышленности, перечисляет Владимир Сальников из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Нужна площадка, где заказчики и поставщики вместе искали бы пути решения, ею мог бы стать Минпромторг, продолжает он, к обсуждению стоило бы приглашать и инвесторов, которые думают вложиться в эти производства. Так эффективнее, чем просто распределять средства между проектами, заключает Сальников.

Автор(ы): Маргарита Лютова, Милана Челпанова, "Ведомости".



и получайте самую свежую и актуальную информацию

Вернуться к списку