Депутаты предложили более жестко контролировать отчеты госкомпаний по закупкам


"Просить совета есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому".

     Джованни Боккаччо

Получите БЕСПЛАТНО ответы на интересующие Вас вопросы прямо сейчас.
Задать вопрос
5 Октября 2015

Согласно закону "О контрактной системе" (№ 44-ФЗ) обязательная доля участия малого и среднего бизнеса в госзакупках составляет 15% от общего годового объема закупок заказчика. Однако на деле он не исполняется, говорят и эксперты, и сами предприниматели.


Часто организаторы конкурса, объявляя закупки, намеренно проводят их некорректно, а потом признают процедуры несостоявшимися и контракты с "малышами" не заключают. В своих отчетах они тем не менее учитывают сумму тендера (мол, закупка у малого бизнеса совершена) и таким образом увеличивают долю заказа, приходящегося именно на малый бизнес, – но только на бумаге.

Депутаты решили пресечь эти злоупотребления и несколько дней назад рекомендовали нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект, согласно которому при расчете доли малых предпринимателей в годовом объеме закупок заказчика будут засчитываться только те закупки, по результатам которых были заключены контракты. Документ внесли депутаты из комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. Если закон будет принят, он вступит в силу со дня его официального опубликования.

По данным "Интерфакса", проанализировавшего данные аналитической системы "СПАРК-маркетинг", в 2014 г. государственные закупки в России снизились на 10 %до 5,44 трлн руб., или до 7,7% ВВП. При этом средняя доля малого бизнеса в госзаказах сейчас не выше 10–11%, заявил в июне советник председателя федерального межотраслевого совета "Деловой России" Сергей Варламов. Как писали ранее "Ведомости", когда квота в 15% только вводилась, многие госкомпании сомневались в том, что смогут соблюсти новые требования. Так, по словам представителя "Росатома", в 2014 г. доля малого и среднего бизнеса в общих закупках предприятий атомной отрасли составила около 13% (сумма заключенных договоров – более 54 млрд руб.), а в 2013 г. – 11%. РЖД на закупки у малого и среднего бизнеса два года назад потратила 40 млрд руб. (менее 5% закупок), сообщил представитель госмонополии. А вот у "Русгидро" за три квартала 2014 г. доля договоров с малым и средним бизнесом оказалась даже выше уровня квоты – 18%.

Обойти новые правила, а именно требование включать в отчеты только те компании малого и среднего бизнеса, с которыми заказчики в реальности, а не на словах заключили контракты, можно будет с такой же легкостью, как и прежде, считает Дмитрий Несветов, член совета московского отделения «Опоры России». Многие организаторы госторгов и раньше вписывали в отчетность аффилированные с компанией-исполнителем малые предприятия, и сейчас им ничего не помешает продолжить это делать. Иными словами, те механизмы, которые предлагают депутаты, хоть и ужесточат в какой-то степени контроль, но не будут способствовать массовому вхождению в сферу госзакупок "малышей". Что же касается ответственности, то как раз ее и не помешало бы прописать в законе, говорит Несветов: например, в виде штрафов. "До сих пор я не слышал ни одного случая, когда бы заказчиков как-то наказывали за несоблюдение квоты или подтасовку результатов закупок", – замечает он.

Вернуться к списку