Большой пирог: как война санкций повлияла на госзакупки


"Просить совета есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому".

     Джованни Боккаччо

Получите БЕСПЛАТНО ответы на интересующие Вас вопросы прямо сейчас.
Задать вопрос
14 Декабря 2015

Охота на госзаказ

Суммарная стоимость товаров, работ и услуг, реализуемых через государственные заказы, в России составляет около 25% ВВП страны, это один из самых больших показателей в мире. В текущих экономических условиях, когда рынок характеризуется стагфляцией, снижением товарооборота и волатильностью рубля, предприниматели еще более охотно встраиваются в гонку за госзаказом. Но помимо экономического фактора существенные коррективы в структуру госзаказа вносят и политические отношения России с другими странами. В качестве ответа на санкции США и ЕС Россия приняла ряд запретов и ограничений на госзакупки определенных категорий товаров иностранного производства. Подобные меры должны, по идее, защитить внутренний рынок, способствовать развитию национальной экономики и поддержать российских товаропроизводителей. К чему ограничения приводят в реальности?

2014 год

Одним из первых еще в 2014 году был введен запрет на закупку для федеральных и муниципальных нужд отдельных видов товаров машиностроения из иностранных государств (автобусы, пожарные автомобили, автомобили скорой медицинской помощи, тракторы, погрузчики, экскаваторы, иная дорожная техника). При этом указанный запрет регулирует только закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законом о госзакупках (44-ФЗ) и не затрагивает закупки госкомпаний в соответствии с 223-ФЗ. Именно на долю последних приходится основной объем: если в рамках 44-ФЗ в 2014 году на Едином портале закупок были размещены извещения на 6,1 трлн руб., то в рамках 223-ФЗ — на 17,8 трлн руб., по данным Аналитического центра при правительстве РФ.

Согласно прогнозам аналитического центра, основными российскими поставщиками строительной спецтехники по госконтрактам могли стать заводы, входящие в группу "Русские машины" и "Тракторные заводы", а также японский производитель Komatsu, локализовавший свое производство в Ярославской области. К примеру, администрация города Южно-Сахалинска в августе 2015 года при размещении закупки экскаваторов прямо указала на закупку только товаров отечественного производителя. При этом закупки автомобилей иностранных марок разрешены, если такие произведены на территории России (к примеру, ЗАО "Форд Мотор Компании" во Всеволжске, ООО "Ниссан Мотор Рус" в поселке Каменка Ленинградской области, ООО "Фольксваген Груп Рус" в Калуге, ООО "Хендэ Мотор СНГ" в Ленинградской области).

Также в 2014 году установили запрет закупок для федеральных нужд (к закупкам для муниципальных нужд указанный запрет не применяется) товаров легкой промышленности: ткани, кожа, меха, верхняя одежда, спецодежда, нательное белье, обувь. В результате, по данным Минпромторга России, по состоянию на первое полугодие 2015 года доля российских производителей тканей для вещевого имущества армии составляет 80%, спецобуви и спецодежды — 70%. А производители постельного белья и махровых изделий способны покрыть 100% такого спроса. После запрета импортных поставок для гособоронзаказа закупки всей продукции легкой промышленности у отечественных производителей увеличились с 30 до 70%. По данным Рослегпрома, показателем увеличения закупок стал рост российского производства тканей за десять месяцев 2015 года по сравнению с тем же периодом 2014 года на 13%.

2015 год

С начала 2015 года в России также действуют ограничения на закупку иностранных медицинских изделий. В частности, при определенных условиях запрещены закупки томографов, медицинской одежды, электрокардиографов, отдельных видов игл и иного расходного материала. Данное ограничение не касается медицинских изделий производства России, Армении, Белоруссии и Казахстана. В свою очередь, участникам закупок, предлагающим медицинские изделия российского (казахстанского, армянского или белорусского) производства, предоставляются существенные преимущества при подсчете набранных баллов (преференции в размере 15%).

Еще в 2009 году принята стратегия России по развитию фармацевтической и медицинской промышленности до 2020 года. В ней заложены показатели, которых Россия должна достигнуть к 2020 году: 50% рынка должны занимать российские лекарственные средства и 40% — российские медицинские изделия. Однако, во-первых, по ряду позиций (к примеру, катетеры и гамма-камеры) полноценные аналоги в России не производятся, во-вторых, конкурсные процедуры формирования составных лотов все еще позволяют обходить данный запрет. Он действует лишь при наличии не менее двух заявок с поставками российского товара. Иными словами, если в торгах принимают участие одна компания с российским товаром и одна фирма с иностранным товаром, то в этом случае торги проходят по общим процедурам и ограничение не действует. В итоге наибольшая часть закупаемой государством продукции по-прежнему иностранного производства, поскольку качество такого медицинского товара сегодня превосходит российские аналоги.

Недавно правительство Российской Федерации выпустило еще и постановление об ограничениях и условиях допуска иностранных лекарств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), закупаемых за счет государства. Оно запрещает приобретать иностранные лекарства, если есть аналоги у российских производителей и наших партнеров.

С августа 2015 года очередным стал запрет участия в госзакупках офшорных компаний. Значимость данного запрета состоит в "отсеивании" из участников закупок иностранных компаний с льготным налогообложением и не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций. Однако указанный запрет возможно обойти посредством регистрации участника в России или стране, не относящейся к офшорной зоне, чем и пользуются поставщики.

Итоги

Основная цель запретов — переориентация госзакупок с товаров иностранного производства на отечественного производителя. И смена приоритетов в закупках действительно оказала влияние на национальную экономику. В частности, такие сферы, как медицина, машиностроение, промышленные товары, ранее в большей степени зависели от импортной продукции. Введение ограничений на закупки таких товаров заставило представителей бизнеса не только договариваться с импортерами, но и рассматривать варианты поставок отечественных товаров.

Однако, к примеру, в Санкт-Петербурге, согласно данным городского комитета по здравоохранению, только часть медицинского расходного материала закупается в России. Это связано с тем, что в России не налажено производство необходимых ежедневно и в большом количестве тех же катетеров и коронарных стентов. Поэтому до настоящего времени основная часть медицинского оборудования закупалась у иностранного производителя.

Российские компании не способны удовлетворить все запросы лечебно-профилактических учреждений при закупке медицинского оборудования и расходных материалов. К примеру, томографы иностранного производства намного превосходят по качеству отечественные аналоги. На становление отечественного производства медицинских расходных материалов и оборудования может уйти не менее десяти лет.

В конечном итоге действие запретов и ограничений в закупках должно быть не только эффективным и результативным, но и целесообразным. А сейчас получается, что ограничения стимулируют находить способы их обходить и снижают планку качества внутри страны.

Источник: Ольга Климова (РБК).



и получайте самую свежую и актуальную информацию

Вернуться к списку